Выручка малого и среднего бизнеса (МСБ) по итогам мая снизилась на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, пишут «Известия». Это следует из анализа данных онлайн-касс, который провели в IT-компании «Эвотор». Сильнее всего — в среднем на 70% — сократился оборот непродовольственной торговли, около 25% поступлений потеряли магазины товаров повседневного спроса. Выручка алкомаркетов уменьшилась на 34%, несетевых супер- и мини-маркетов ― на треть, табачной розницы ― на 27%, зоомагазинов ― на четверть, аптек ― на 23%, а пивных магазинов ― на 16%. Спортивные центры недосчитались 84% выручки, салоны красоты — 71%. Оборот магазинов одежды и обуви снизился на 69% и 67% соответственно, а ювелирных лавок — на 61%.

В период карантина средний чек повседневных покупок вырос. В супер- и мини-маркетах он увеличился на 15% к прошлому году и составил 314 рублей, в аптеках и пивных магазинах — на 14% (до 366 и 350 рублей соответственно), в табачной рознице — на 10% (до 302 рублей), отмечают аналитики. В июне стоит ожидать существенного роста оборота одежды, обуви и аксессуаров.

Для крупного бизнеса май прошел неплохо, свидетельствуют данные «Платформы ОФД». Несмотря на то что объем продаж гостиниц в среднем по России упал на 87%, а ресторанов — на 61%, во многих категориях наблюдался рост. Так, выручка продуктовых супермаркетов увеличилась на 3%, а средний чек в них — на треть, до 496 рублей. Объем продаж электроники и гаджетов вырос на 14%, а товаров для строительства и хозяйства — на 12%.

Активность МСБ в России упала до минимума за пять лет

Единственный компонент индекса, который остается пока в положительной плоскости, — это доступность кредитов для МСБ.

По мнению экспертов, сокращение оборота на 40% для большинства субъектов МСБ видится критическим. Такие показатели не могут быть компенсированы антикризисной господдержкой, даже если предположить, что компании удастся получить ее в полном объеме. Для малых и средних фирм падение оборота на 40% — сильнейший шок, которого не было ни в 2008-м, ни в 2014 году, отметили эксперты. Однако у МСБ есть несколько преимуществ относительно крупных предприятий, которые позволят смягчить последствия кризиса: гибкость, высокая скорость принятия решений и быстрая адаптация к внешним условиям. Выручка начнет расти, как только МСБ позволят начать работать, уверены эксперты.