Количество желающих стать банкротами в России стремительно растет. В марте — апреле 2022 года в картотеке арбитражных дел России зарегистрировано 62 341 дело о банкротстве — на 10 тыс. больше, чем годом ранее, и почти втрое больше, чем за аналогичный период 2020 года, сообщил Forbes.
В основном просят признать себя несостоятельными физические лица. Как отмечают эксперты, тенденция развивается с начала пандемии: в 2020 году число банкротств граждан выросло на 72,6% по сравнению с 2019 годом. В 2021 году 192 846 человек были признаны банкротами — это на 62% больше, чем годом ранее. По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, в I квартале 2022 года суды признали несостоятельными 54 190 российских граждан (на 33,6% больше, чем за аналогичный период годом ранее), количество корпоративных банкротств за этот период составило 2 544 (на 4,9% меньше).
«Причин роста личных банкротств несколько: снижение доходов, относительная доступность процедуры банкротства, рост долгов и информированность населения страны о возможности освободиться от долгов через такую процедуру», — отмечает адвокат «Юков и партнеры» Виктория Большагина. Также причины подачи заявления о банкротстве граждан могут быть связаны со статусом контролирующего лица юридического лица — банкрота: гражданин может обратиться с заявлением о банкротстве в случае привлечения его к субсидиарной ответственности, когда объем его обязательств перед кредиторами многократно возрастает.
В подавляющем числе случаев (94,5% в 2020 году; 94,9% в 2021 году; 94,9% в I квартале 2022 года) физлица сами инициируют процедуры своего банкротства. Это дает им возможность, например, минимизировать финансовые обязательства перед кредиторами или вовсе избежать их.
Количество личных банкротств растет, несмотря на то, что с 1 апреля 2022 года правительство ввело на полгода мораторий на возбуждение дел о банкротстве по инициативе кредиторов. «Мораторий введен только недавно и касается исключительно заявлений, которые поданы конкурсными кредиторами. То есть любое лицо все еще вправе подать заявление о личном банкротстве», — уточняет Большагина.