Доля наиболее рисковых банковских клиентов оказалась ниже ожиданий регулятора — однако процент сомнительных клиентов в четыре раза превысил прогнозный ориентир, сообщает РБК со ссылкой на слова главы департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Илью Ясинского.
Такие результаты показала новая антиотмывочная платформа ЦБ «Знай своего клиента» (ЗСК). Она действует в России с 1 июля и позволяет банкам обмениваться информацией с ЦБ о присвоенном уровне риска клиентов-юрлиц или индивидуальных предпринимателей (ИП). Новый подход предполагает разделение клиентов на три группы риска по принципу светофора — высокого («красные» клиенты), среднего («желтые») и низкого («зеленые»).
Изначально ЦБ прогнозировал, что доля низкорисковых банковских клиентов составит 99%, «желтых» — 0,3%, а на наиболее опасных с точки зрения обналичивания или отмывания придется около 0,7% российских компаний и ИП, отметил Ясинский.
«Текущая работа платформы говорит о том, что наши прогнозы были очень точными. Конечно же, наши цифры несколько скорректировались: доля «зеленых» клиентов немного понизилась и составила по состоянию на сегодня 98,3%», — сказал глава департамента ЦБ. Процент «красных» клиентов оказался ниже прогнозного — 0,5% от общего числа, но расширилась «желтая» зона. Из слов Ясинского следует, что на таких клиентов стало приходиться 1,2% компаний и предпринимателей.
«На нашем жаргоне это так называемые "миксующие" клиенты — те, кто занимается реальной хозяйственной деятельностью, но при этом не гнушается где-то подрабатывать, участвуя в схемных операциях», — отметил Ясинский.
Регулятор был готов к такому исходу, добавил представитель Банка России, и даже поставил допустимый «порог расширения "желтой" зоны». При этом конкретную предельную долю таких банковских клиентов директор департамента ЦБ не озвучил.