Схема «Мамонт» и другие: как мошенники выманили у россиян 4 млрд

Дата публикации: 24.11.2022 10:57 Обновлено: 24.11.2022 11:17
13 396
Время прочтения: 4 минуты
Схема «Мамонт» и другие: как мошенники выманили у россиян 4 млрд

В III квартале мошенники украли рекордные за год объемы средств с банковских счетов россиян — 4 млрд рублей, сообщил накануне ЦБ в своем обзоре. Показатель также стал вторым за всю историю, больше было похищено только в IV квартале 2021 года — 4,5 млрд рублей.

Больше всего мошенники традиционно выманивают через мобильный банкинг (ДБО): им удалось похитить в III квартале 2,7 млрд рублей (69% украденных средств), из которых 75% — методом социнженерии.

Доля социальной инженерии в общем объеме хищений резко выросла до 54,1%, тогда как кварталом ранее показатель был 44,8%. ЦБ связывает это с увеличением количества киберпреступлений при онлайн-покупках: мошенники стали чаще создавать поддельные сайты финансовых организаций и известных магазинов, говорится в обзоре.

Число номеров мобильных телефонов, с которых мошенники звонят россиянам, по итогам III квартала увеличилось в 35 раз (до 176 тыс.), городских — почти в 5,5 раза (до 103 тыс.).

Подписаться на Банки.ру в Telegram

При этом клиентам банков удалось вернуть минимум средств за все время наблюдения (с начала 2019 года) — лишь 134 млн рублей, что составляет 3,4% от украденного.

Для борьбы с социнженерией ЦБ с участниками рынка и экспертами разработал законопроект, согласно которому банки будут возвращать средства клиентам даже тогда, когда они были введены в заблуждение и сами перевели их злоумышленникам. Документ находится на рассмотрении в Госдуме.

Телефонные жулики освоили мессенджеры

Связь между количеством номеров и объемом похищенного условна, сказали «Коммерсанту» в Tele2, «поскольку потенциальные жертвы могут и не реагировать на попытки ввести их в заблуждение». В будущем таких хищений должно стать меньше благодаря развитию операторских и банковских систем защиты, а число мошеннических звонков скорее вырастет, «так как злоумышленники будут вынуждены тратить больше ресурсов на свою деятельность», предположили в компании.

Принципиально нового в подходах телефонных мошенников не было — жулики продолжали использовать актуальную новостную повестку, легенды о звонках якобы из банков или правоохранительных органов, пояснил главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов.

Активно применялись и комбинированные схемы, сказал эксперт «Ведомостям». Например, сначала с жертвой связываются якобы представители правоохранительных органов, предупреждают о возможном инциденте и просят помочь, а затем звонят злоумышленники, которые убеждают перевести деньги «на безопасный счет».

Кроме того, мошенники стали чаще звонить через мессенджеры, чтобы обходить меры защиты операторов связи, отметил специалист.

Мошенники воспользовались мобилизацией

Общий всплеск мошенничеств с использованием социнженерии вызван тем, что «в связи с новостной повесткой» россияне активно снимали и переводили деньги — в том числе срочно, используя разные нетрадиционные схемы, многие из которых неблагонадежны, считает директор технического департамента RTM Group Федор Музалевский. Похитить значительную часть денег граждан преступникам позволили новости о мобилизации и предложения избежать ее, отметил эксперт.

Рост числа фишинговых сайтов связан с распространением популярной схемы «Мамонт» (FakeCourier), где у граждан под предлогом фейковой покупки, доставки или аренды похищают деньги и данные банковских карт, рассказал Иван Лебедев из Group-IB.

Добавились и новые схемы, связанные с новостной повесткой, подтвердил эксперт: оплата сервисов и приложений, которые перестали работать в России, фейковые приложения банков в App Store, товары из магазина «ИКЕА», отсрочка от мобилизации и прочие.

Цифровизация мошенничества

Рост хищений по каналам ДБО может объясняться усложнением вывода средств.

«Если раньше злоумышленникам было выгодно похищать понемногу через сайты, теперь они ориентируются на сразу большие суммы через ДБО», — объяснил гендиректор Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов.

Сыграла свою роль и общая цифровизация, считают участники рынка. Все больше банков переводят сервисы на цифровые платформы, что позволяет мошенникам расширять линейку сценариев обмана, отметил вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. При этом за прошедший год «ничего принципиально нового для борьбы с мошенничеством не сделано ни технически, ни законодательно», добавил эксперт.

Самые популярные кредитные карты с низкой стоимостью обслуживания

Выбор пользователей Банки.ру
Название Процентная ставка Льготный период, дней Годовое обслуживание, ₽
от 12% до 55 590
от 12% до 55 0 - 590
от 11,99% до 365 0 - 990
от 19,9% до 120 0
от 15% до 55 1 890
Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

user-7553261
25.11.2022 16:24
<p>=Схема «Мамонт» и другие: как мошенники выманили у россиян 4 млрд=</p>
<p>Стесняюсь спросить, а скоко тогда при этом здря тратиться денег налогоплательщиков на ничкемные СБ банков (или дураки или в доле), формальные в данном вопросе Департамент финмониторинга ЦБ РФ и Финцерт, а также тормозные органы МВД ?</p>
<p>* думаю, что точно не меньше 4 млрд...</p>
1

Maximus Panin
28.12.2022 01:38
<p>Надо всего-навсего обязать сотрудников банка при звонках клентам, просить перезвонить в банк, по номеру указанному на карте. Это войдет в привычку и люди уже на автомате будут сами перезванивать в банк.</p>
0

Материалы по теме