В середине марта в связи с пандемией коронавируса компании начали массово уходить на «удаленку». К середине апреля ситуация достигла апогея: люди стараются не выходить из дома, рестораны и ТЦ закрыты, работают только продуктовые магазины и аптеки. У многих россиян доход сократился, а кто-то и вовсе его лишился. Вся эта ситуация, безусловно, отразилась на рынке интернет-торговли.

Онлайн-рынок как зеркало потребительского поведения. Как только сотрудники компаний начали массово переходить на «удаленку» (16—25 марта 2020 года), потребительское поведение резко начало меняться. Популярность стремительно начали набирать магазины продуктов питания и товаров первой необходимости с онлайн-доставкой, медицинские онлайн-услуги, магазины электронной техники.

Мы посмотрели, как менялся спрос на различные товары и услуги в зависимости от периода:

  • 4—14 марта. Обычная жизнь.
  • 15—25 марта. Начало ограничений, часть компаний переводит сотрудников на «удаленку».
  • 26 марта — 5 апреля. Большинство работают из дома или находятся в режиме самоизоляции.

На протяжении всего исследуемого периода непрерывный рост оборота наблюдался в категориях:

  • фастфуд (+14%);
  • онлайн-образование (+81%);
  • видеоигры (+85%);
  • спортивные товары (+154%);
  • продукты питания и товары первой необходимости (+231%).

Рост рассчитан как разница оборота по категориям между последним (26 марта — 5 апреля) и первым (4—14 марта) исследуемыми периодами.

Существенное снижение оборота ожидаемо показывают следующие отрасли:

  • микрофинансовые организации (–27%);
  • подарки и сувениры (–57%);
  • услуги отдыха и развлечений (–76%);
  • туристические агентства (–91%);
  • театральные агентства (–99%).

Интересная динамика оборота фиксируется в таких категориях, как электронная техника и медицинские онлайн-услуги (телемедицина и онлайн-оплата консультаций и анализов). Оборот по этим категориям вырос в период с 26 марта по 5 апреля по сравнению с периодом с 4 по 14 марта на 9% и 16% соответственно. Но если сравнивать тот же период с временным промежутком с 15 по 25 марта, то мы наблюдаем, напротив, снижение оборота: на 14% в магазинах электронной техники и на 19% в медицинских услугах. Это говорит о том, что как только людям объявили об угрозе заражения и параллельно начал расти курс валют, они активно стали покупать электронную технику и срочно проходить медицинские обследования. Однако буквально через десять дней граждане начали на всем экономить и спрос на электронные товары и телемедицину снизился.

С 15 по 25 марта, когда многие сотрудники только перешли на «удаленку», они активно занимались онлайн-шопингом, заказывали еду из ресторанов. Но, даже несмотря на этот активный период, общие показатели этих ниш в минусе: оборот по категории «заказ еды из ресторана» снизился на 21%, по категории «мужская и женская одежда» — на 6%.

Что изменилось в период с 6 по 12 апреля? Вторая неделя апреля внесла свои коррективы (данные сравнивались с предыдущей неделей). После продолжительного роста наблюдается динамика снижения оборота в категориях «онлайн-образование» (–15%) и «спортивные товары» (–22%). Что логично: люди еще в прошлых периодах заказали необходимые курсы и закупили спортивный инвентарь. Зато выросли обороты в категориях «услуги по уборке и прачечной» (+174%) и «садовые принадлежности» (+104%).

Переход в онлайн как способ выживания бизнеса. Сильнее всего кризис ощутил малый и средний бизнес. Прежде всего потому, что такие компании привыкли жить «в ноль», не создавали подушку безопасности на черный день. И когда кризис наступил, у них не было возможности пережить ситуацию без потерь. У кого-то оборот снизился до нуля, кто-то едва держится на плаву, а кто-то уже никогда не откроется.

Какие-то отрасли, такие как туризм и транспорт, вряд ли что-то смогут предпринять до снятия карантинных мер. А вот у многих других есть шанс, и мы уже видим много успешных примеров.

Например, агрегаторы билетов в кооперации с артистами вышли в онлайн. Организовываются концерты в Интернете, а деньги за билеты и «спасибо» музыкантам — через онлайн-чаевые. Причем средний чек довольно высокий: 707 рублей, а самая большая сумма чаевых, отправленных за один раз, — 10 тыс. рублей (это было во время онлайн-концерта Гоши Куценко в партнерстве с онлайн-кинотеатром). Фактически у нас на глазах вырос новый рынок.

Постоянные клиенты ресторанов поддерживают любимые заведения онлайн-заказами и чаевыми. Приведу интересный, на мой взгляд, пример: один из питерских баров смог за сутки собрать 100 тыс. рублей на зарплату своим сотрудникам с помощью онлайн-чаевых от постоянных клиентов!

Люди стали больше благодарить тех, кто привозит им еду и товары. Мы видим, что суммы чаевых курьерам растут. До кризиса средняя сумма была 120 рублей, сейчас уже — 170 рублей.

Многие рестораны, потеряв клиентов в офлайне, быстро перестроились и стали активно работать на онлайн-доставку. Конечно, это не компенсирует потерь полностью, но позволяет продержаться на плаву. Онлайн-образование и телемедицина также активно растут, фитнес-клубы запустили онлайн-тренировки. Службы такси переключились на доставку товаров. Крупные онлайн-магазины используют свои мощности для доставки продуктов и товаров первой необходимости.

Рост социальной ответственности и эмпатия. Наметилась тенденция к росту социальной ответственности бизнеса как перед сотрудниками, так и друг перед другом.

Конкуренты помогают друг другу: организовывают совместную доставку товаров, чтобы оптимизировать расходы. Кто-то даже временно нанимает на работу сотрудников тех компаний, которым сейчас особенно тяжело. Так, мы взяли к себе IT-команду нашего партнера — билетного агрегатора «Радарио». Бизнес также чувствует ответственность перед своими сотрудниками, максимально сокращая все прочие расходы, стараясь максимально сохранить коллектив.

Рынок уже никогда не станет прежним. Мы выйдем из этого кризиса совершенно другими. Но этот коронавирус многим дал «ободряющий пинок» к развитию бизнеса и поиску новых возможностей.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции