Пандемия и условия массового закрытия офлайн-площадок показали, что изменений избежать не получится. И если в начале пандемии это стало для многих неожиданностью, то теперь онлайн-бизнес и онлайн-работа — must have. Приведу примеры.

Удаленная работа как новая норма

Благодаря пандемии сбылась мечта интроверта: большинство компаний, даже самых консервативных, перешли на удаленный и гибридный формат работы. И если в периоды активного роста заболеваемости такой формат работы вполне оправдан, то в периоды спада заболеваемости люди не спешат возвращаться в офисы. Согласно исследованию консалтинговой компании BCG и рекрутинговых сервисов The Network и HeadHunter, около 60% сотрудников в России и после пандемии предпочтут полностью или частично работать из дома. Компании, в свою очередь, стараются учитывать потребности сотрудников и кандидатов, давая возможность выбирать удобный формат работы. Более того, такой подход помогает компаниям значительно расширять географию поиска сотрудников: теперь для многих должностей уже не так важно, где территориально находится сотрудник, гораздо важнее его опыт и компетенции.

Платная медицина и телемедицина, когда не хватает ресурсов ОМС

Во время резкого роста заболеваемости коронавирусом летом этого года существенно вырос онлайн-спрос на платные медицинские услуги. К примеру, во второй половине июня 2021 года онлайн-оборот платных медицинских услуг вырос на 28% по сравнению с первой половиной месяца. И это неудивительно, ведь за счет онлайн-спроса на платные медицинские услуги и телемедицины люди стараются получить те услуги, которые не могут оперативно получить по ОМС. Дело в том, что рост заболеваемости коронавирусом и новые ограничения, пришедшиеся на вторую половину июня (введение QR-кодов для посещения кафе и ресторанов, распоряжения об обязательной вакцинации не менее чем 60% работников предприятий определенных сфер, разрешение московских властей отстранять от работы без сохранения зарплаты сотрудников, отказывающихся от вакцинации), значительно повысили нагрузку на систему ОМС. В результате: очереди на вакцинацию и бесплатную сдачу ПЦР-тестов, длительное ожидание врача.

Пандемия и онлайн-супермаркеты

Онлайн-продажа продуктов питания и сопутствующих товаров оказалась на первом месте по росту на волне пандемии. Так, по данным CloudPayments, только за первый коронавирусный год (с марта 2020 года по февраль 2021 года) онлайн-продажи продуктов питания и сопутствующих товаров выросли на рекордные 255%. В ситуации, когда онлайн-покупка с доставкой для многих стала единственной возможностью получить самое необходимое, даже самые скептически настроенные по отношению к онлайн-покупкам граждане стали переходить на новый вариант покупок. И оценили его удобство. Неудивительно, что именно эта отрасль продолжает держать первое место по обороту в онлайне. Чему немало способствуют сами ретейлеры, активно развивая логистику (в том числе за счет dark-store — системы складов в разных районах города, позволяющих сделать доставку максимально быстрой), работая над удобством сайтов и приложений, применяя самые современные платежные решения.

Ограничения на работу ресторанов и доставка готовой еды

Ресторанам и кафе в пандемию пришлось очень непросто. Ограничения на работу ресторанов в вечернее время, закрытие фудкортов и даже полное закрытие в периоды наиболее тяжелой эпидемической обстановки заставили рестораны и их гостей искать новые способы взаимодействия в новых реалиях. Таким способом, что логично, стала онлайн-покупка готовой еды с доставкой. И если в самом начале пандемии ресторанам было сложно перестроиться на новый формат работы, а гостям — на новый формат потребления, то сейчас каждое новое ограничение просто переключает потоки: падает офлайн-посещение ресторанов — растет доставка. К примеру, с введением QR-кодов для посещения кафе и ресторанов резко выросла доставка готовых блюд: только в первый день введения QR-кодов объем онлайн-доставки готовой еды вырос на 32%, а средняя сумма покупки выросла с 1 420 до 1 718 рублей. То есть как только появились проблемы в офлайне, и бизнес, и потребители привычно уходят в онлайн.

Что в итоге?

Пора признать, что онлайн прочно вошел во все сферы нашей жизни. Тренд на трансформацию многих процессов из офлайна в онлайн наметился уже давно, но пандемия его существенно ускорила. И отрицать это бесполезно. Уверен, что дальше — больше: нас ждет новый, быстрый, технологичный и очень интересный мир!

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции