С 1 марта 2021 года технический осмотр автомобиля начнут фиксировать на фото. Главная цель нововведений — исключить даже малейшую возможность покупки диагностической карты без проверки авто. Однако не исключено, что введение обязательной фотофиксации могут вновь отложить.

Необходимые поправки в закон «О техосмотре транспортных средств», Административный и Уголовный кодексы были внесены еще в 2019 году. Реформа должна была стартовать летом 2020-го, но из-за коронавируса ее отложили до марта нынешнего года.

Итак, с 1 марта начало и окончание техосмотра автомобиля планируется фотографировать. На снимках должны быть четко видны марка авто, цвет и госномер. Фото, координаты места проведения технического осмотра, время его начала и окончания вместе с результатами диагностирования будут заноситься в Единую автоматизированную информационную систему техосмотра (ЕАИС ТО), которую ведет МВД. Если сведения окажутся неполными или фото — некорректными, то электронная диагностическая карта не будет сформирована, а значит, юридически машина техосмотр не пройдет.

Информация о техосмотре в ЕАИС ТО будет храниться не менее пяти лет. Это необходимо для того, чтобы Госавтоинспекция, Российский союз автостраховщиков (РСА) и операторы могли обмениваться данными. Например, запрашивать их в случае ДТП с участием технически неисправной машины, чтобы определить, как и где проводился ее техосмотр.

Сама диагностическая карта отныне становится электронной. Технический эксперт, который провел проверку авто, будет подписывать ее усиленной квалифицированной электронной подписью. Водитель сможет получить карту и на бумажном носителе, по своему запросу. Правда, потребуется она только для выезда за границу.

Еще одно новшество — возможность аннулирования диагностических карт. Случиться это может, если:

  • будет установлено, что техосмотр авто не проводился;
  • при проведении его выявлено несоответствие обязательным требованиям безопасности транспортных средств;
  • выяснится, что техосмотр проводился с нарушениями, то есть не проверены все необходимые узлы автомобиля.

Проводить диагностику авто по новым правилам смогут не все техсервисы, а только прошедшие аккредитацию Российского союза автостраховщиков. Для этого они должны иметь производственную базу, отвечающую требованиям, а в штате не менее одного технического эксперта на каждой диагностической линии. И конечно же, специальные средства фотофиксации.

Операторов будут контролировать: количество проведенных ими техосмотров не должно превышать пропускную способность оборудования на станции более чем на 5%. Госавтоинспекторы, на которых возложен государственный контроль за работой операторов ТО, смогут проводить внеплановые документарные и выездные проверки и даже контрольные закупки. О выявленных нарушениях они будут информировать РСА, в полномочиях которого на первый раз временно приостановить аккредитацию оператора, а во второй раз и последующие — и вовсе лишить ее навсегда.

Предусмотрели для операторов и денежное наказание: за нарушения эксперты рискуют получить штраф в размере 5–10 тыс. рублей, должностные лица — 30–50 тыс. рублей, юрлица — 200–300 тыс. рублей. При повторном нарушении максимальный размер штрафа вырастет до 20 тыс. рублей для физлиц и до 500 тыс. рублей для юрлиц. Если же компания пытается проводить техосмотр без аккредитации, ей грозит уже уголовное наказание.

Сейчас в реестре операторов техосмотра РСА — более 5 тыс. техсервисов по всей стране. Но лишь половина на начало февраля сообщала о готовности работать по новым правилам. Чтобы не создавать коллапс, когда водители не по своей вине не могут пройти техосмотр и приобрести обязательный полис ОСАГО, страховщики предложили отвязать его от техосмотра. Однако для этого требуются законодательные изменения, а значит, и время. Не исключено, что введение обязательной фотофиксации просто еще раз отложат, чтобы техсервисы смогли подготовиться.

Кстати, с 1 марта 2022 года для автовладельцев вводится новый административный штраф за отсутствие техосмотра. Для физлиц он составит 2 тыс. рублей. Кроме того, после вступления в силу нововведений, если произойдет ДТП по причине неисправности автомобиля, а у водителя не окажется диагностической карты, страховщики смогут обращаться в суд с регрессным иском.

Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru