Запустили небольшой бизнес? Прием платежей по картам поможет увеличить выручку. Но в самом начале лучше не тратить деньги на терминал — достаточно обычного смартфона на Android.
Если вы что-то продаете или оказываете услуги, принимать карты — это не просто стильно-модно-молодежно, но и выгодно. По данным аналитиков АТОЛ, прием карт увеличивает выручку малого бизнеса в среднем на 35%. Это не удивительно — людям бывает неудобно носить с собой больше нескольких сотен рублей наличными, да и «пленников» льготного периода кредитных карт в стране тоже достаточно.
Хорошая новость в том, что принимать карты стало намного проще — с прошлого года для этого достаточно всего лишь смартфона под управлением операционной системы Android с поддержкой бесконтактного протокола NFC. Вместо терминала за 15—20 тыс. рублей ряд банков предлагает малому бизнесу приложения для таких телефонов, через которые можно в течение суток начать принимать оплату без дополнительных картоприемников. Достаточно установить приложение, пройти процесс регистрации и прочитать небольшую инструкцию: как вводить сумму платежа, как отменить операцию и т. п. Конечно, таким способом не принять карту, у которой есть только магнитная полоса и чип, но все участники рынка сходятся в том, что доля бесконтактных платежей в России уже превысила 80%. Разберемся в тонкостях и ограничениях такого способа.
На данной схеме смартфон с приложением SoftPOS заменяет бесконтактный терминал оплаты
О фискальных чеках
Но для начала о главном моменте — фискальных чеках, выдачей которых в большинстве случаев должна сопровождаться торговая операция. Есть исключения — самозанятые и ИП без сотрудников избавлены от такой необходимости. Остальным же в большинстве случаев придется испытывать неудобства: заводить отдельную мобильную кассу или пользоваться онлайн-доступом к облачной, расположенной в дата-центре, — для этого придется просить клиента предоставить номер телефона или адрес электронной почты. Этот процесс пока столь неудобен, потому что ни одно из представленных решений не имеет интеграции с кассами. По словам источников на рынке, технически интегрировать два приложения в одно, с товарными позициями и выбивкой чеков, возможно, но банки не давали разработчикам такого задания. Чеки, о которых идет речь в описаниях перечисленных приложений, являются товарными, а не фискальными.
О требованиях к телефонам
В целом почти все банки прописывают в технических требованиях смартфон под управлением ОС Android 8.1 с работающим модулем NFC — последнее требование исключает массу версий популярных в России китайских аппаратов Xiaomi. Особняком стоит 2can — их решение требует минимум версии 9.0 или новее. Вероятно, что большинство активных устройств уже отвечает этим требованиям — на конец 2021 года доля устройств с версией 9.0 и новее в мире уже превысила 50%.
Интересным моментом поделились разработчики одного из решений. В ходе их внутреннего тестирования выяснилось, что для работы SoftPOS подходят только устройства, на которых изначально стояла версия Android 8.1 или новее. А вот если 8.1 была установлена в результате обновления, воспользоваться SoftPOS не выйдет. Также отмечены сбои, возникшие в результате обновления уже работавшего телефона на более новую версию Android — пользователям стоит быть аккуратнее и, возможно, ограничиться так называемыми обновлениями безопасности, исправляющими только критические уязвимости, но не повышающими версию системы.
Стоит обратить внимание, что СберБанк требует наличия на устройстве поддержки сервисов Google — пакета, который отсутствует в китайских аппаратах Huawei и Honor. По словам разработчиков одного из решений, технически для такого требования нет оснований, а на смартфоны без сервисов Google приложения можно добавить, загрузив установочный файл с расширением .apk по ссылке или, в случае 2can, напрямую из магазина Huawei AppGallery.
Об ограничениях сумм
В предыдущем материале о SoftPOS упоминались ограничения сумм принимаемых платежей. Проблема заключалась в трудностях сертификации ввода ПИН-кода на экранной клавиатуре. С того момента разработчики протестировали и внедрили решение, и теперь на сайтах банков информация об ограничениях отсутствует.
Сравнение условий
В приведенной таблице сведены данные о доступных на российском рынке решениях, включая размеры комиссий.
2can | Альфа-Банк | Дело-Банк | ПСБ | «Русский Стандарт» | СберБанк | Совкомбанк | |
Название услуги | tap2go | AlfaPOS | Эквайринг в смартфоне | «ПСБ Бизнес Пэй» | РСБ SoftPOS | Tap on phone | Прием платежей на мобильном устройстве |
Ссылка на приложение | Google Play | Google Play | Google Play | Приложение 2can tap2go | Google Play | Google Play | Приложение 2can tap2go |
Плата за подключение | Бесплатно, подписка от 590 руб/мес для СБП | Бесплатно, обслуживание счета от 1% | Подписка — 2 900 руб/год | Бесплатно | Н. д. | Бесплатно | 1 000 руб. |
Поддержка -Pay | Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay, Mir Pay | Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay | Apple Pay, Google Pay | Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay, Mir Pay | Alipay, Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay | Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay, SberPay | Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay, Mir Pay |
Комиссия по картам | От 1,3% | От 1% | От 1,2% | От 1% | Н. д. | От 1,6% | От 1,9% |
Прием СБП по QR-кодам | Нет | Нет | Да | Да | Да | Нет | Нет |
Комиссия по СБП | — | — | 0,4—0,7% | От 0% | Н. д. | — | — |
Версия Android | От 9.0 и выше | От 8.1 и выше | От 8.1 и выше | От 9.0 и выше | От 8.1 и выше | От 8.1 и выше, только с сервисами Google | От 9.0 и выше |
Антон НЕХАЕНКО, Banki.ru