Большинство страховок теперь можно купить онлайн, что удобно и быстро. Правда, в цифровых продуктах, как и в бумажных, тоже случаются ошибки. Рассказываем, что делать, если в полис закрались неточности.
Самые распространенные ситуации: например, нужно оформить полис ОСАГО на двух водителей. Но когда страховка приходит на электронную почту, оказывается, что в нее вписан только один. Или из фамилии автовладельца выпала какая-то буква. Или номера СТС или ПТС указаны некорректно.
Казалось бы, что проще — обратиться в страховую компанию и попросить внести изменения в полис? В теории все так, но на практике можно столкнуться с трудностями.
Как офлайн исправить ошибки в полисе
В Российском союзе автостраховщиков объяснили, что исправить можно технические опечатки или незначительные ошибки, допущенные, например, из-за невнимательности автовладельца. Они не влияют на определение степени риска, а значит, и на стоимость страховки при ее оформлении. Для того чтобы внести в полис коррективы, нужно обратиться в страховую компанию.
Если договор страхования оформлен на бумаге, придется посетить офис страховщика, заполнить заявление об исправлении ошибок и предоставить необходимые документы:
- оригинал полиса;
- паспорт автовладельца;
- документы, подтверждающие правильные данные о машине или автовладельце.
Откорректированную информацию страховая компания внесет в информационную систему АИС ОСАГО.
Как онлайн исправить ошибки в полисе
Когда ОСАГО оформляется в электронном виде, после того, как страхователь заполнил заявление о заключении договора в личном кабинете, проводится проверка указанных в нем сведений через АИС ОСАГО. Если в результате проверки сведения в заявлении не соответствуют информации в базе данных, страховщик уведомляет страхователя о необходимости скорректировать заявление. И направляет соответствующее уведомление на адрес его электронной почты.
Внести изменения в оформленный онлайн полис страховщик, скорее всего, попросит именно тем способом, каким была куплена страховка. То есть через личный кабинет на сайте. Для этого нужно:
- Войти в личный кабинет на сайте страховщика, выбрать полис и опцию редактирования.
- Указать данные, которые необходимо исправить, и внести актуальные.
- Загрузить электронные копии подтверждающих документов.
- Получить исправленный документ на электронную почту.
Но бывают ситуации, когда исправить ошибки в полисе через личный кабинет не получается. Тогда нужно написать на электронный адрес страховой компании, объяснив, что случилось, и указать госномер застрахованного авто (если коррективы нужны в ОСАГО), номер полиса и электронную почту, на которую зарегистрирован личный кабинет.
Если и в этом случае проблема долго не решается, страхователь вправе обратиться в страховую компанию с письменным заявлением с указанием необходимых исправлений. Оставить свой отзыв можно и в Народном рейтинге Банки.ру, рассказав о проблеме. Специалисты сервиса обратятся в страховую компанию, чтобы решить проблему.
Внести изменения в полис, купленный в финансовом супермаркете, тоже можно, обратившись в страховую компанию — вносить изменения в действующий полис имеет право только она.
Может ли страховщик аннулировать полис из-за ошибки в нем?
Если неточности в полисе обнаружены страховой компанией, то страховщик может посчитать их сознательным предоставлением ложных или неполных сведений. В этом случае теоретически страховая имеет право расторгнуть договор с автовладельцем и аннулировать полис. Но на такие крайние меры страховая компания может пойти, если ошибки в полисе критичные. Например, сильно занижена мощность двигателя или указана иная территория использования автомобиля, что уменьшает стоимость страховки.
Перестраховываются страховщики из-за лжеагентов, которые оформляют страховки от имени страховой компании и на ее сайте, называя автовладельцу одну цену полиса, а разницу между ней и выставленной страховщиком кладут в свой карман.
Если же ошибка в договоре стала следствием сбоя в базе данных страховщика, это не может стать основанием для расторжения договора по вине страхователя. Как и в случае, если ошибки допустил сотрудник страховой компании при оформлении договора на бумажном бланке.
О том, что договор расторгнут, страховая компания обязана уведомить страхователя, назвав причины расторжения. Но случается, что электронные сообщения теряются в пути и на электронную почту автовладельца не приходят. Поэтому при оформлении полиса страховщики просят указывать адрес регистрации страхователя, чтобы в случае расторжения договора отправить на него почтовое уведомление.
Можно ли вернуть деньги, если договор расторгнут?
Если расторжение произошло по инициативе страховщика, который посчитал ошибки в полисе сознательным обманом со стороны страхователя, то по правилам ОСАГО премию он не возвращает.
«Бывают случаи, когда страховые компании расторгают полис, поскольку выясняется, что автомобиль, застрахованный по ОСАГО для физлиц, имеет действующую лицензию такси. А страхователь не уведомил об этом компанию при оформлении полиса, — поделилась product owner страховых продуктов Банки.ру Юлия Корнеева. — Такое некорректное заполнение данных приводит к занижению страховой премии по договору ОСАГО и существенно увеличивает степень страхового риска. Поэтому происходит досрочное прекращение действия договора обязательного страхования согласно п. 1.16. правил ОСАГО. При этом страховая премия по договору страхователю не возвращается».
То есть можно остаться и без полиса, и без потраченных на его покупку денег. Хорошо, если это обнаружится не после ДТП, когда автовладелец, полагая, что у него есть действующий полис, подаст документы на возмещение ущерба. Если о расторжении страховки страхователь не знал и оказался пострадавшим в аварии, то он не получит возмещение по страховому случаю. Если страхователь оказался виновником ДТП, то он может получить еще и исковое заявление в суд от пострадавшего участника ДТП с требованием компенсировать расходы на восстановление автомобиля.
Управление авто с недействительным полисом (даже если владелец полиса не знает об аннулировании) грозит штрафом в 800 рублей (статья 12.37, часть 2 КоАП РФ «Управление автомобилем без ОСАГО»).
Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru