Микрофинансовые организации в случае просрочки требуют от заемщика погасить долг. Разобрались, может ли кредитор требовать того же от родственников должника.
Имеют ли право МФО и коллекторы звонить родственникам
Если заемщик при заключении договора оставил номера близких родственников или друзей, то МФО и коллекторы могут звонить им — в первую очередь в том случае, когда не получается выйти на связь с должником напрямую.
Что делать, если МФО или коллекторы звонят родственникам
Свои истории клиенты микрофинансовых организаций рассказывают в «Народном рейтинге МФО». По их словам, представители компаний пишут и звонят членам семьи и коллегам — иногда тем, контакты которых заемщик не оставлял. Например, находят их социальные сети через должника или иным способом.
Представители кредитной организации или коллекторского агентства в случае просрочки звонят своим клиентам или тем, чей телефон указан как контактный при оформлении заявки, говорит эксперт отдела анализа банковских услуг Банки.ру Ольга Станчак.
«Не надо впадать в панику, если вы получили такой звонок. Для начала уточните полное имя звонящего и организацию, которую он представляет. Далее выясните, по какой причине звонок поступил именно вам. Если вы являетесь созаемщиком или поручителем по просроченному кредиту, то поддержать разговор и содействовать в решении проблемы придется в любом случае, так как вы — такой же участник сделки, как и основной заемщик», — говорит Ольга Станчак.
От разговора можно отказаться, если ваши имя и номер были указаны в качестве контактного лица или вообще не были указаны при оформлении займа. При повторных звонках нужно обратиться в кредитную организацию и написать заявление о приостановке любых контактов.
«При угрозах и вымогательстве сообщить, что вы "ведете запись разговора" и вправе обратиться в полицию», — советует Ольга Станчак.
Коллекторы могут звонить вам, даже если сами вы никогда не брали кредит — в случае, если мошенники оформили займ на ваше имя. Проверить это можно, запросив кредитную историю — например, с помощью Банки.ру.
Как сделать так, чтобы коллекторы не звонили родственникам
Если позвонил коллектор по чужим обязательствам, важно уточнить у него:
- Ф. И. О. и название компании, от имени которой он действует;
- причину звонка и отметить тот факт, что не соглашались на обработку данных;
- попросить удалить номер из базы и прекратить звонки.
Если коллекторы продолжают звонить, нужно подать жалобу — в ФССП, в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств либо же в Роспотребнадзор. По тем же каналам может пожаловаться сам заемщик, если коллектор нарушает его права — угрожает, преследует и так далее.
Что запрещено делать коллекторам и МФО
Как коллекторы и кредиторы могут требовать погасить долг, прописано в федеральном законе «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». Они должны делать это «добросовестно и разумно». Например, звонить должнику можно не чаще восьми раз и отправлять ему СМС не чаще 16 раз за месяц. Также коллектор может встречаться с заемщиком — но не чаще одного раза в неделю и только по предварительной договоренности.
Запрещено:
- угрожать заемщику чем-либо;
- применять физическую силу и угрозы, уничтожать и повреждать имущество;
- оказывать психологическое давление;
- преследовать;
- унижать честь и достоинство.
Если столкнулись с нарушением прав при обращении в МФО и взаимодействии с коллекторами, напишите в Народный рейтинг и поделитесь своим опытом.
Куда жаловаться на незаконные действия коллекторов
- в Федеральную службу судебных приставов (ФССП): если данные подтвердятся, приставы накажут коллекторов, а если нарушение серьезное — исключат из реестра;
- в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА): за нарушения коллекторскую фирму могут исключить из нее;
- в Роспотребнадзор;
- в Банк России — если коллектор действует как агент кредитной организации (то есть банк выбрал недобросовестного партнера для взыскания долгов);
- в полицию.