«Мой друг поверил мошенникам и перевел им деньги, а теперь угрожает мне судом. Что делать?»

Дата публикации: 14.02.2024 16:00 Обновлено: 06.05.2024 11:06
36 201
Время прочтения: 4 минуты
«Мой друг поверил мошенникам и перевел им деньги, а теперь угрожает мне судом. Что делать?»

Перед Новым годом мессенджер москвички Екатерины взломали мошенники. Злоумышленники разослали ее друзьям и коллегам сообщение с просьбой одолжить 50 тысяч рублей. У кого-то такой суммы не оказалось, кто-то засомневался, что деньги просит сама Екатерина, кого-то девушка успела предупредить. На сообщение мошенников откликнулся только ее друг Александр. Молодой человек перевел деньги не по номеру телефона Екатерины, а по номеру карты, который прислали злоумышленники (где получателем был незнакомый человек).

Когда выяснилось, что Александр отправил 50 тысяч мошенникам, он потребовал от Екатерины вернуть деньги, ведь это от ее имени поступило сообщение с просьбой дать в долг. В противном случае молодой человек собирается судиться. Разобрали ситуацию вместе с экспертом. 

Можно ли вернуть деньги, переведенные мошенникам

Если владелец аккаунта в мессенджере не совершал противоправных действий, то и возвращать отправленные его другом деньги мошенникам он не должен, говорит эксперт проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф» Ольга Дайнеко.

«Деньги были похищены из-за действий злоумышленника и неосмотрительности его жертвы: средства на счет третьего лица (мошенника) переведены добровольно, реальность запроса денег проверена не была», — объясняет эксперт.

Однако если потерпевший обратится в суд для взыскания похищенных средств, владельцу аккаунта придется доказывать, что он был взломан. Для этого потребуется запросить в службе поддержки мессенджера информацию о моделях устройств и IP-адресов, с которых осуществлялся вход в ваш аккаунт.

Важно! Несмотря на то, что отправитель денег не называл мошенникам конфиденциальные банковские данные, такой перевод не является операцией, совершенной без участия клиента, — он сам авторизовался в онлайн-банке, осуществил перевод на имя незнакомого человека. Это означает, что банк откажет в компенсации средств. Финансовая организация возвращает деньги, только если они были похищены без участия клиента или когда они пропали со счета в результате технического сбоя  в банке.

С июля 2024 года кредитные учреждения будут обязаны проверять каждый перевод на признаки мошенничества и компенсировать ущерб, если не заблокируют сомнительную операцию и не свяжутся с клиентом. Если же клиент будет настаивать, что добровольно перевел средства на счет мошенников, банк не возместит ущерб.

Госдума обязала банки проверять все переводы клиентов и возвращать украденные мошенниками деньги. Что нужно знать о новом законе

Что делать, если вы перевели деньги мошенникам

Обычно переводы с карты на карту осуществляются мгновенно, но в зависимости от банка деньги могут зачисляться в течение одного-трех дней. Операция может задержаться и из-за срабатывания антифрод-системы — в этом случае финансовая организация просит клиента подтвердить перевод или отправить его повторно.

В случае отправки денег на счет мошенников необходимо незамедлительно обратиться в банк с заявлением об ошибочном переводе с подробным описанием ситуации. Также следует подать заявление в полицию по факту совершенного мошенничества.

Банк отправит обращение о возврате средств в банк получателя, который в свою очередь направит владельцу счета информацию о необходимости вернуть деньги.  Правоохранительные органы должны сделать запрос в банк о данных владельца счета, с которого как раз можно взыскать похищенные деньги через суд.

Счета, на которые поступают деньги потерпевших, чаще всего не принадлежат мошенникам — их оформляют подставные люди за вознаграждение. «Даже если организатора/конечного получателя средств установить не удастся, есть шанс отсудить похищенные деньги в гражданском процессе как неосновательное обогащение у владельца счета-получателя», — говорит Дайнеко.

Как не стать жертвой злоумышленников: рекомендации

  • Мошенники взламывают мессенджеры с помощью вредоносных ссылок (например, с просьбой проголосовать за ребенка в конкурсе) или выманивают/перехватывают одноразовый пароль, необходимый для входа в аккаунт на новом гаджете. Не переходите по сомнительным ссылкам и не передавайте одноразовый код для входа в мессенджер.
  • Используйте двухфакторную аутентификацию для входа в мессенджер.
  • В случае взлома мессенджера обратитесь в службу поддержки с запросом информации об IP-адресах и устройствах, с которых был осуществлен вход в ваш аккаунт.
  • При получении сообщения от друга с просьбой одолжить денег не торопитесь. Свяжитесь с ним альтернативным способом (в идеале по телефону) и уточните, действительно ли он просит в долг (и заодно спросите, когда он собирается возвращать деньги).
  • За просьбой перевести деньги на карту другого человека стоят мошенники.
  • Злоумышленники не используют собственные счета для зачисления средств своих жертв — деньги зачисляются на счета подставных лиц, работающих за вознаграждение. Так правоохранительным органам сложнее найти мошенников. Аферисты могут прислать номер карты подставного лица с такими же инициалами, что и владельца взломанного мессенджера. Рекомендуется переводить деньги по номеру телефона, а в назначении платежа указывать «в долг».
  • Если платеж уже совершен, следует немедленно обратиться в банк с просьбой заблокировать перевод, а также подать заявление в полицию.

     
МПКАрт 2.0


 

Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Материалы по теме