Как учетная политика помогает бизнесу не ошибаться в отчетности

Дата публикации: 08.03.2024 00:02 Обновлено: 18.03.2025 15:20
5 216
Время прочтения: 5 минут
Как учетная политика помогает бизнесу не ошибаться в отчетности
Автор
Алиса Юнусова автор статей Банки.ру
Источник
Banki.ru

Содержание статьи

Показать
Скрыть

Объясняем, что такое учетная политика, кто ее составляет и на какие регламенты опираться при ее составлении.

Что такое учетная политика организации

Учетная политика (УП) организации — это внутренний документ, который определяет порядок формирования и ведения бухгалтерского и налогового учета в организации. 

Предприниматели могут выбрать из готовых вариантов или разработать свою, но нужно ориентироваться на регламент. По бухучету — это ПБУ 1/2008 («Учётная политика организации»). По налоговому учету единых требований нет, можно ориентироваться на статьи 167313 и 314 НК РФ.

Зачем бизнесу нужна учетная политика

Утвержденная учетная политика в организациях — это требование закона. Налоговый учет обязаны вести все ИП и юрлица, а бухучет — только юрлица. В налоговом кодексе есть сроки, по которым бизнес должен утвердить учетную политику после регистрации. 

 Налоговый учетБухучет
СоставлениеНе позднее окончания первого налогового кварталаНе позднее 90 дней со дня регистрации бизнеса
Начало примененияСо дня регистрации бизнесаС момента внесения данных в ЕГРЮЛ или ЕГРИП

Учетную политику не нужно сдавать в налоговую во время отчетности, но во время проверок налоговые инспекторы могут запросить документы.

Корректная учетная политика компании и системное следование ей упрощают бизнес-процессы. Во-первых, с ней количество ошибок в отчетности кратно меньше. Во-вторых, аналитика вашего дела станет прозрачнее. Наконец, если увольняются финансисты или главбух, передача дел новому специалисту будет проще.

Кто составляет учетную политику компании

Учетную политику составляет главный бухгалтер или другой сотрудник, который в организации отвечает (это прописано в должностной инструкции) за бухгалтерский учет. Утверждает — руководитель организации. 

Что входит в учетную политику организации

Учетная политика может быть в двух вариантах: 

  • единая для бухгалтерского и налогового учета;
  • отдельная по каждому виду учета. 

На чем остановиться, решает сам предприниматель либо главный бухгалтер. 

Как правило, УП состоит из трех разделов: 

  • организационно-документальный;
  • методология ведения бухгалтерского учета;
  • методология ведения налогового учета.

В организационно-документальном разделе указывается ответственный за ведение учета, форма первичных документов с образцами, перечень должностных лиц с правом подписи, рабочий план счетов, формы бухгалтерских регистров, график документооборота и порядок инвентаризации.

В методологии бухучета определяется метод учета доходов и расходов, оценки прихода и списания товарно-материальных ценностей, формирование фондов и резервов. При формировании этого раздела нужно ориентироваться на 402-ФЗ, ПБУ 1/2008 и Федеральный стандарты бухучета.

В методологии налогового учета указывается вся информация, которая пригодится для отчетности в ФНС — метод оценки реализованной продукции, правила списания, порядок признания доходов и расходов, отчетные периоды для сдачи налогов, метод ценообразования. 

Это общий порядок, который рекомендуется по федеральным стандартам и нормативным актам. Предприниматели и организации вправе изменять разделы или добавлять другие, если это отвечает целям их бизнеса. К примеру, малые и средние предприятия могут утвердить упрощенную учетную политику.

Какая учетная политика у малого предпринимательства

Если организация есть в реестре малого и среднего предпринимательства, занимается некоммерческой деятельностью или участвует в проекте «Сколково», то ей разрешен упрощенный способ ведения бухучета. Когда составляется учетная политика, нужно ориентироваться на другой документ — «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства».

Им необязательно в УП учитывать расчет налога на прибыль, учитывать договора строительного подряда, оценочные обязательства, запасы (если выручка меньше 120 млн рублей, а численность сотрудников меньше 15 человек). В документах обязательно указывается один из трех способов упрощенного учета: 

  • полный — полноценный бухучет с сокращенным планом счетов и кассовым методом учета доходов;
  • сокращенный — метод двойной записи без бухгалтерских регистров;
  • простой — фиксации хозяйственных операций в журнале (только для микропредприятий).

Как банки помогают с учетной политикой

Для ИП и юрлиц на упрощенке многие банки предлагают бесплатную бухгалтерию. Специалист считает налоги, готовит платежки и сдает отчетность. Если возникнут вопросы по учетной политике и другим обязательным документам, бухгалтер от банка проведет консультацию и поможет с оформлением. Выбирайте предложения на Банки.ру с опцией «Бесплатная бухгалтерия».

Счет с бесплатным бухгалтером

Когда и как вносить изменения в учетную политику

Учетная политика утверждается в первые месяца регистрации бизнеса. Чтобы это сделать, нужно выпустить приказ, а сам текст УП добавить к приложению. Это делается один раз, и снова утверждать каждый год ту же учетную политику не нужно.

Изменять или дополнять УП можно, но только в конце года. На каждое изменение выпускается отдельный приказ с указанием причины и даты начала действия (как правило, 1 января следующего года).

Менять УП в течение года нельзя.

Какое наказание за отсутствие учетной политики

Учетная политика обязательна в организации. Ее не нужно сдавать во время отчетности, но при проверке инспекторы вправе потребовать ее предоставить, чтобы убедится, что учет ведется по УП. В зависимости от ситуации штрафы выписываются разные. 

За отказ предоставить УП компанию штрафуют на 200 рублей.

За отсутствие УП штраф составит также 200 рублей, а должностные лица наказываются отдельно — от 300 до 500 рублей. 

Нарушение правил учета штрафуется на 10 тыс. рублей, если нарушения обнаружены в одном налоговом периоде, и на 30 тыс. рублей, если в разных налоговых периодах. 

Еще одно неприятное последствие отсутствия УП организации — изменения налоговой базы. К примеру, вы считали налоги по сокращенным правилам учета, но не зафиксировали этого. Во время проверки инспекция вправе проигнорировать этот факт и выбрать вариант с максимальным начислением налога. Тогда получается, что организация недоплатила бюджету и намеренно занизила налоговую базу. Занижение налоговой базы штрафуется на сумму до 20% от величины неуплаченного налога, не менее 40 тыс. рублей.

Как составить, утвердить и использовать учетную политику организации: кратко

  • Учетная политика — это внутренний документ организации. По сути, это правила бухгалтерского и налогового учета. 
  • Все компании и ИП обязаны вести налоговый учет, а бухучет — только юрлица.
  • Формирует учетную политику главный бухгалтер или другой уполномоченный сотрудник, а утверждает — ИП или руководитель организации.
  • Чтобы утвердить учетную политику, от имени руководителя или ИП издается приказ. К нему прикладывается полный текст документа.
  • В течение года нельзя вносить или дополнять УП. Это можно сделать только с начала нового финансового года, выпустив отдельный приказ с новой версией учетной политики.
  • Учетная политика содержит, как правило, три раздела: организационно-документальный, методика бухучета и методика налогового учета.
  • Отправлять вместе с отчетностью УП не нужно. Однако во время проверок налоговый инспектор вправе попросить показать документ.
  • Если учетной политики у компании нет, инспектор вправе выбрать вариант налогового учета по максимальной налогооблагаемой базе. Получится, что организация или ИП недоплатили налогов, а за это грозит штраф — до 20% от величины неуплаченного налога, не менее 40 тыс. рублей.
     
Топ 3 дебетовых карт
Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме


Все продукты