Банк без согласия клиента подключил к карте платную услугу. Как ее отключить и можно ли вернуть деньги

Дата публикации: 28.03.2024 15:00 Обновлено: 02.04.2024 15:50
5 005
Время прочтения: 3 минуты
Банк без согласия клиента подключил к карте платную услугу. Как ее отключить и можно ли вернуть деньги

Даже по бесплатным картам может взиматься комиссия за какие-либо услуги. Например, годовое обслуживание карты может быть бесплатным лишь определенный период времени (первый год или до истечения срока действия карты), после чего банк начинает брать плату. 

Но бывает, что финансовая организация подключает платные услуги без согласия клиента. С такой ситуацией столкнулся пользователь Народного рейтинга Банки.ру — с его счета финансовая организация начала списывать по 79 рублей в месяц. Оказалось, банк без предупреждения подключил клиенту платные уведомления об операциях.

Рассказываем, как отключить платные услуги. 

Какие платные услуги могут быть подключены к карте

Финансовая организация не может навязывать клиенту дополнительные платные услуги, если требование к их оформлению не закреплено законом, как страхование объекта залога при ипотеке, говорит эксперт проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф» Ольга Дайнеко

К карте могут быть подключены: СМС-информирование, страхование здоровья и жизни, защита средств от мошенников, подписки на сервисы банка.

Чаще всего, по словам эксперта, подключение платной услуги происходит одним из следующих образов: 

- Банк предлагает бесплатно подключить услугу или сервис на определенное время — в среднем на один-три месяца. При этом об окончании бесплатного периода  и начале платного финансовая организация может не уведомить или уведомить таким образом, что клиент об этом не узнает (например, с помощью сторис в мобильном банке).

- Бывает, что финансовая организация предлагает оформить какую-либо услугу, отказаться от которой можно, выполнив определенное действие, например, отправить ответное СМС-сообщение. Если клиент не выполнит это действие, банк сочтет это согласием на услугу.

- Проставление «галочек» при оформлении финансового продукта. Допустим, клиент оформляет новую карту, в отделении банка или при доставке курьером он устанавливает мобильное приложение финансовой организации. Для ускорения процесса сотрудник банка просит передать ему смартфон с мобильным банком, где проставляет «галочки» с согласием на подключение платных услуг.

- Услуга навязывается под предлогом, что без нее не будет одобрена кредитная карта. 

Как проверить, к каким платным сервисам привязана банковская карта: инструкция

Можно ли не допустить подключения платной услуги

Можно. Необходимо соблюдать следующие правила:

  • Внимательно изучайте договор обслуживания карты, особенно условия оказания услуг. Если что-то непонятно, спрашивайте у сотрудника банка.
  • Никому (в том числе сотруднику банка) не передавайте смартфон и доступ в мобильный банк.
  • Изучайте все уведомления от банка. Некоторые финансовые организации отправляют уведомления на электронную почту — убедитесь, что они не попадают в папку со спамом. 
  • Не забывайте про период охлаждения (минимум 30 дней), когда от страховой услуги можно отказаться и вернуть деньги. 

Где посмотреть, какие платные услуги подключены к карте

Рассмотрим на примере мобильного приложения Сбербанка. Авторизуйтесь в личном кабинете мобильного банка и нажмите на свой профиль в верхнем левом углу. Затем выберите «Управление Сбер ID», нажмите на «Личный кабинет Сбер ID», там выберите раздел «Подписки». В нем отображены все подписки на сервисы банка. 

Информацию о списании платы за услуги можно посмотреть в разделе «История операций».

Также можно обратиться в ближайшее отделение банка или позвонить на телефон горячей линии. 

Что делать, если услуга действительно подключена без согласия клиента 

Как правило, банки возвращают деньги за подключенные без согласия клиента услуги, а также отключают их. Для этого клиенту необходимо обратиться в финансовую организацию с соответствующим заявлением. По словам Дайнеко, обычно достаточно обращения на горячую линию или в чат поддержки в мобильном приложении. 

Если банк отказывается возвращать деньги и отключать услугу, рекомендуем оставить отзыв в Народном рейтинге Банки.ру. 

Оставить отзыв о Банке

На незаконные действия финансовой организации можно подать жалобу в:

  • Роспотребнадзор;
  • Центробанк России.

 

Топ 3 дебетовых карт
Теги: Всё о дебетовых картах 2024, Всё о кредитных картах 2024
Читать в Telegram
telegram icon

Горячая линия

Логотип "Сбербанка" Александрова Мария

Александрова Мария

Эксперт службы заботы о клиентах

Банки.ру+

Материалы по теме