Добровольное медицинское страхование (ДМС) остается одним из самых востребованных видов страховых услуг на российском рынке. Такие полисы покупают как работодатели своим сотрудникам по корпоративным договорам, так и обычные граждане себе или родственникам.
По итогам 2023 года 77% премий по этому виду пришлось на корпоративных клиентов и только 23% — на физлиц. Однако каким бы образом страхователь ни приобрел полис, ему, вероятно, когда-то придется урегулировать убыток. Большинство людей сталкиваются с данным процессом довольно часто, но не отдают себе в этом отчет — посещение врача по страховке заканчивается для клиента, когда он выходит из медицинского кабинета, но для страховой компании в этот момент все только начинается.
На данном этапе стоимость услуг врачей и произведенных медицинских манипуляций будет предъявлена клиникой к оплате страховой компании. Здесь, как и для многих других видов страхования, имеет значение то, как страховщик работает с урегулированием, проще говоря, что именно из того перечня услуг, которые оказали пациенту, будет оплачено страховой компанией.
В правилах страхования, а также в описании программы, приобретенной клиентом, обычно перечислен немалый список медицинских услуг, которые покрываются полисом, и именно от него будет зависеть, как будут лечить клиента. Наполнения конкретных программ могут сильно различаться по типам и объемам оказываемой помощи, а также перечню клиник.
Банки.ру составил рэнкинг крупнейших страховых компаний по объемам сборов премии на рынке в 2023 году на основе данных ЦБ. Общий объем сборов — важный показатель работы страховщика, но сам по себе он несет мало полезной информации для обычного клиента, однако в сочетании с выплатами может рассказать о работе компании немного больше.
Поэтому мы сравнили объем сборов с суммой выплат страхового возмещения — посчитали отношение выплат к сборам каждой страховой компании (В/С). Если первый показатель характеризует масштаб бизнеса страховщика, то второй может стать ориентиром в плане надежности выплат.
Отношение В/С могут использовать как обычные граждане, так и корпоративные клиенты, например, сотрудники, которые ответственны за покупку ДМС. Большие значения В/С иногда могут быть сигналом о большей надежности страховщика в плане выплат, особенно когда речь идет о сравнении крупных компаний. Так или иначе, его стоит держать в своем арсенале проверки надежности страховой компании наряду с отзывами клиентов и рекомендациями страховых агентов.
ДМС для физических лиц
Место | Страховщик | Сборы, млрд руб. | Выплаты, млрд руб. | В/С | Место В/С |
1 | «АльфаСтрахование-Жизнь» | 15,6 | 0,6 | 4% | 10 |
2 | «СОГАЗ» | 6,6 | 5,2 | 78% | 1 |
3 | «Росгосстрах» | 5,9 | 0,4 | 7% | 9 |
4 | «Согласие» | 3,4 | 2,4 | 71% | 2 |
5 | «Ингосстрах» | 3,1 | 1,8 | 58% | 6 |
6 | «Капитал Лайф СЖ» | 2,6 | 1,6 | 61% | 5 |
7 | «АльфаСтрахование» | 2,6 | 1,6 | 62% | 4 |
8 | «РЕСО-Гарантия» | 2,6 | 1,4 | 54% | 7 |
9 | ВСК | 2,1 | 0,6 | 30% | 8 |
10 | «Абсолют Страхование» | 1,3 | 0,8 | 66% | 3 |
В первую тройку компаний-лидеров на рынке ДМС для физических лиц попадают «АльфаСтрахование-Жизнь», «СОГАЗ» и «Росгосстрах». Самое высокое отношение выплат к сборам в рэнкинге у компании «СОГАЗ» (78%). Кроме того, по показателю В/С среди лидеров — «Согласие» (71%) и «Абсолют Страхование» (66%).
ДМС для корпоративных клиентов
Место | Страховщик | Сборы, млрд руб. | Выплаты, млрд руб. | В/С | Место В/С |
1 | «СОГАЗ» | 81,6 | 62,8 | 77% | 5 |
2 | «АльфаСтрахование» | 26,3 | 20,0 | 76% | 6 |
3 | «РЕСО-Гарантия» | 22,4 | 18,4 | 82% | 1 |
4 | «Ингосстрах» | 10,3 | 8,1 | 78,5% | 3 |
5 | «Ренессанс Страхование» | 9,2 | 6,6 | 71% | 9 |
6 | ВСК | 9,0 | 6,6 | 73% | 7 |
7 | «Росгосстрах» | 8,8 | 6,9 | 78,4% | 4 |
8 | «Зетта Страхование жизни» | 6,6 | 5,3 | 81% | 2 |
9 | «Сбербанк страхование» | 3,7 | 0,9 | 25% | 10 |
10 | «ЭНЕРГОГАРАНТ» | 1,1 | 0,8 | 72% | 8 |
Тройку лидеров рынка корпоративного ДМС составляют «СОГАЗ», «АльфаСтрахование» и «РЕСО-Гарантия». Именно в последней компании из перечисленных самое высокое отношение выплат к сборам среди всех рассматриваемых игроков (82%). Кроме того, в тройку лидеров по показателю В/С попадают также «Зетта Страхование жизни» (81%) и «Ингосстрах» (78%).
В целом в 2023 году рынок ДМС динамично развивался и чутко реагировал на изменения конъюнктуры, что не могло не отразиться на ключевых показателях страховых компаний и коммерческих подходах к этому непростому сегменту. Эти трансформации позволили страховщикам восстановиться после непростого периода, связанного со снижением сборов премии и ростом выплат возмещения, который в своей основе имел пессимизм рынка и удорожание медицинских расходных материалов.
Потребители услуг ДМС по итогам этих изменений получили возможность выбирать из более широкого перечня страховых продуктов, которые лучше отвечают их потребностям, а понимание отдельных аспектов урегулирования убытков поможет им сделать этот выбор более осознанным.