Изменения в мировой экономике всегда отражаются на потребительском поведении. Один из индикаторов для измерения таких изменений — инфляция. Так, в России за последние 12 месяцев темпы роста потребительских цен составили 9,4%, а за последние два года — 18,8%.
А в «Калькуляторе инфляции» ресурса «Финансовая культура» от Банка России можно посчитать, сколько составила ваша личная инфляция за последний год. Например, для автора, живущего в Московской области, она составила 12,3% при значении по региону 9,5%.
Изменение экономической ситуации заставляет людей пересмотреть свои привычные траты: сократить расходы, от чего-то отказаться, а где-то — найти новые способы сохранить качество жизни в новых условиях.
Банки.ру спросили у наших пользователей*, на чем они стали экономить, от каких покупок отказались, как адаптировали свои привычки и повлияли ли эти изменения на их повседневную жизнь.
60% респондентов составляли женщины, 40% — мужчины. Чаще всего опрос проходили пользователи возрастом старше 60 лет: их было 27%. Еще 23% составляли участники 41–50 лет, 21% — 51–60 лет, 18% — 31–40 лет, 11% — менее 30 лет.
Чаще всего за последний год пользователи стали экономить на предметах роскоши: этот вариант выбрали 69% ответивших. Также чаще всего под сокращение расходов попадали туризм (60%), развлечения и занятия спортом (51%), бытовая техника (48%).

Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Предметы роскоши, путешествия, развлечения и электроника также стали категориями трат, от которых респонденты более склонны отказываться полностью. Доля выбравших такие варианты ответов составили 74%, 47%, 37% и 29% соответственно.

Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Почти половина (47%) респондентов за прошедший год начала почти всегда отказываться от незапланированных покупок, еще 39% стали это делать время от времени. 10% участников совершают покупки как раньше.
Большинство (69%) респондентов экономили с помощью использования скидок и акций, еще 62% участников сократили свои покупки только до самого необходимого. 51% ответивших стали предпочитать более дешевые бренды или магазины, а 44% просто стараются не покупать дорогие товары. 18% респондентов закупаются оптом.

Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
У 62% респондентов снизилось качество жизни из-за того, что им пришлось прибегнуть к экономии: по 31% тех, у кого снижение небольшое, и тех, у кого заметное. Еще у 23% качество жизни не изменилось, а у 6% — даже улучшилось.
Итоги
- Чаще всего за последний год под сокращение трат попадали предметы роскоши, отдых и путешествия, развлечения и занятия спортом, бытовая техника. На них либо экономили, либо вообще отказывались от приобретения.
- Почти половина респондентов начала почти всегда отказываться от незапланированных покупок.
- у 62% респондентов снизилось качество жизни из-за того, что им пришлось прибегнуть к экономии.
Сэкономить на крупных покупках могут помочь кредитные карты с опцией рассрочки. В отличие от стандартного кредитования, рассрочка позволяет разбить сумму на равные платежи и оплачивать их ежемесячно без процентов, если соблюдать условия банка. Такая карта всегда под рукой, а решение о рассрочке можно принять сразу при покупке. Вы заранее знаете, сколько и когда будете платить, а значит, легче контролировать расходы и избегать избыточной долговой нагрузки. Мы подобрали пять кредитных карт с опцией рассрочки:
«Платинум с оформлением на Банки.ру» от Т-Банка
«Карта рассрочки "Card Credit"» от Кредит Европа Банка
* Опрос проводился на сайте Банки.ру в период с 5 июня по 8 июля 2025 года, в нем приняли участие 943 человека.