Мужчины при деньгах

Дата публикации: 19.07.2010 09:01
14 612
Время прочтения: 9 минут
Источник
Banki.ru

Об инкассаторах в прессе пишут мало — разве что в криминальной хронике, когда рассказывают об очередном ограблении. О нюансах работы представителей этой профессии в банках по понятным причинам рассказывают не очень охотно. Портал Банки.ру выяснял, что представляет собой работа перевозчиков больших денег.

«Чужие» и «свои»

Инкассатор инкассатору рознь. Несмотря на то что функции у представителей этой профессии одинаковые — перевозка и охрана ценностей, инкассаторы в нашей стране бывают разные.

«Инкассация денежных средств является одним из основных видов деятельности кредитных организаций и включена во все базовые виды лицензий банков, — рассказывает руководитель правовой службы Юниаструм Банка Станислав Сушко. — Но для совершения операций по инкассации можно и не быть банком, а осуществлять указанную деятельность на основании лицензии».

По словам руководителя группы инкассации департамента банковских операций управления кассового обслуживания ЮниКредит Банка Андрея Дормидонтова, в настоящее время на рынке существует два вида инкассаторских служб.

Первый — это структурное подразделение Банка России «Росинкас»: Российское объединение инкассации. Сотрудники «Росинкас» являются инкассаторами в классическом понимании слова. Они перевозят ценные грузы и сами осуществляют вооруженную охрану ценностей. В этом смысле они имеют исключение, ведь по закону использование в работе табельного и служебного оружия разрешено только сотрудникам силовых структур и частных охранных предприятий.

Второй вид — это внутренние структурные подразделения инкассации в коммерческих банках или специализированные службы инкассации. Их сотрудники не имеют права использовать в работе оружие. В этом случае для защиты их самих и сопровождаемых ими денег нанимаются вооруженные охранники — сотрудники частных охранных предприятий. Инкассаторы в данном случае только несут ответственность за перевозимые ценности и за оформление документов на них.

Каждый банк решает для себя сам: иметь собственных инкассаторов, пользоваться услугами «Росинкас» или других организаций. «Содержать свою инкассаторскую службу — это очень дорого», — признались в одной кредитной организации. А в некоторых банках рассказывают, что работают и с теми и с другими.

«В нашем банке есть отдел инкассации, — рассказывает директор департамента кассовых операций Промсвязьбанка Сергей Чаленко. — Но мы также пользуемся услугами сторонних перевозчиков для проведения инкассации клиентов и наших внутренних структурных подразделений». Он объясняет, что необходимость использования стороннего перевозчика вызвана большим территориальным разбросом точек инкассации в Москве и области, а также минимизацией расходов. В Юниаструм Банке тоже сообщили, что и работают с собственным подразделением, и пользуются услугами «Росинкас» по трехстороннему договору, который заключается между банком, клиентом и данной организацией.

Андрей Дормидонтов из ЮниКредит Банка считает, что небольшому банку, который оперирует небольшими объемами денег, проще нанять стороннюю службу инкассации — будь то «Росинкас» или кто-то еще. Но если банк крупный, то без собственной службы работать будет тяжело. «Собственная служба в разы мобильнее, — объясняет он. — Свои сотрудники могут выехать в нужную точку и доставить ценности, что называется, «по щелчку». А наемная служба требует предварительных заявок и заказов». Дормидонтов указывает, что затраты на сторонние службы инкассации при больших объемах работ и перевозимых сумм колоссальные. А собственная служба при правильной, оптимизированной организации ее деятельности позволит банку сэкономить, сократить затраты, связанные с транспортировкой денежных средств.

Но дело не только в этом. Есть некоторые виды операций, которые банку лучше выполнять своими силами — когда необходимо не только документарное оформление операции в рамках заключенных договорных отношений, но и более доверительное отношение к собственным проверенным сотрудникам. «Например, нештатные ситуации при работе с банкоматами, в результате которых в сейфах устройств могут находиться неучтенные денежные суммы, — говорит Дормидонтов. — За своего, банковского инкассатора несет персональную ответственность его руководитель. А сам сотрудник проходит многочисленные проверки внутри своего банка. Сотруднику же наемной службы приходится доверяться только в рамках договорных отношений с организацией-перевозчиком».

Сумки и кирпичи

В лихие девяностые очень популярным был анекдот о низкой инкассаторской зарплате. «Как же вы живете на такие деньги?» — спрашивали у жены инкассатора. «По вечерам машину мужа подметаю… Нам хватает», — отвечала та. Может быть, доля правды в таком анекдоте и была, но сейчас за состоянием груза следят очень строго.

Директор кассового центра Бинбанка Елена Ивашкевич рассказывает, что правила подготовки денег к перевозке регулируются специальным положением Банка России. Согласно этому документу, упакованы должны быть абсолютно все деньги, предназначающиеся для перевозки.

«Если средства переправляются из одного отделения банка в другое или из банка к клиенту, например в коммерческую организацию для выплаты зарплаты, они упаковываются в пластик вакуумным способом и помещаются в инкассаторскую сумку, — объясняет она. — Если же, наоборот, деньги доставляются от клиента в банк, например забирается выручка из магазина, то необходимости в вакуумной упаковке нет, да и далеко не везде есть специальная техника для этого. В таком случае деньги сортируются по номиналу и вкладываются в инкассаторские сумки».

Сумка сделана из брезентового материала, швы — внутри. Закрывается она металлическими скобами, поверх которых ставится свинцовая или пластиковая пломба. И инкассатор никогда не знает, что в ней лежит, поскольку получает ее уже опломбированной. «Там может быть кирпич — но инкассатор обязан доставить его по назначению», — пошутили в одном банке.

Вместе с тем, получая груз, сотрудник банка должен обратить внимание на его целостность. «Согласно правилам, инкассатор не должен принимать к перевозке сумку, имеющую повреждения, например разорванную по шву или с нарушенной пломбой, — говорит Елена Ивашкевич. — Если же целостность была нарушена в процессе транспортировки, то тогда груз открывается в присутствии самого инкассатора и специальной комиссии. Деньги пересчитываются, полученная сумма сверяется с суммой, указанной в сопроводительных документах».

«Никогда не разговаривайте с незнакомцами»

Во многих профессиях существуют так называемые должностные инструкции. Есть такие и у инкассаторов. Обычно этот документ содержит описание действий при всех максимально возможных ситуациях, а также содержит длинный перечень того, чего перевозчик денег не должен делать ни в коем случае.

Сергей Чаленко из Промсвязьбанка указывает на то, что во время работы на маршруте инкассаторам строго запрещается выполнять работу, не предусмотренную их должностными инструкциями. Недопустимо также передоверять свою работу другим лицам. Иначе говоря, инкассатор не должен помогать водителю менять спущенное колесо в машине. Как и не имеет права попросить охранника «забрать мешок с деньгами», пока он отлучится «на минутку». Инкассаторам также запрещается приобретать товары у компаний-клиентов — к примеру, бутылку воды или пачку сигарет в магазине во время сбора выручки.

Также категорически нельзя пускать в автомобиль кого-либо, кто не является членом бригады. Исключением могут быть руководители отдела инкассации и начальник службы безопасности банка, которые проверяют работу инкассаторов. Но при этом доступ проверяющих к ценностям и оружию не допускается.

«Инкассаторам запрещаются любые отклонения от маршрута, остановки, любое общение с посторонними лицами, а также все то, что не связано с выполнением их функциональных обязанностей и нарушает правила безопасности», — подчеркивает первый заместитель начальника управления инкассации Юниаструм Банка Василий Чекмарев. Он указывает, что даже если инкассаторскую машину останавливает инспектор ГИБДД, водитель не имеет права открывать двери, пока не получит разрешения начальника инкассации. При этом охрана и инкассаторы остаются в автомобиле.

«Каждый новый маршрут прорабатывается должностными лицами управления инкассации, которые определяют точки, в которых разрешена остановка при продолжительных рейсах», — подчеркивает Чекмарев. Он обращает внимание на то, что работа инкассаторских бригад на маршрутах строго контролируется руководством — как технически (все автомобили оборудованы авторегистраторами и другими средствами), так и непосредственным визуальным наблюдением. «Есть и другие способы контроля…» — отмечает он.

Лишним, наверное, будет упоминать, что инкассаторам на маршруте запрещено спать, читать, употреблять алкоголь или наркотики, курить в машине. Впрочем, курить вне машины тоже запрещено, поскольку покидать ее можно только в рамках рабочей необходимости.

Как правило, инкассаторская бригада состоит из четырех человек — собственно, двух инкассаторов и двух вооруженных охранников. Но в каждом банке состав бригады определяют исходя из задачи. Инкассатор никогда не знает, куда он поедет завтра — задание и маршрут он получает непосредственно перед выездом. Тогда же назначается и руководитель группы. В банках подчеркивают, что состав бригад постоянно меняется.

Грабители, бронежилеты и страховка

Говоря об инкассаторах, обойти тему вооруженных нападений невозможно. Такие инциденты происходят нечасто, но всегда вызывают широкий резонанс. И каждый раз обсуждаются причины, позволившие злоумышленникам не только похитить деньги, но и совершить убийство.

«Ни один преступник не будет нападать на инкассаторов спонтанно, — рассказали Банки.ру в одной кредитной организации. — Практически всегда маршрут и работа этих банковских сотрудников тщательно отслеживаются. А там уже — дело техники… Видят — охранник вышел из машины покурить. Или водитель газетку открыл почитать. И все, уже можно действовать. Основная причина успешных нападений — это несоблюдение инструкции».

В банках, правда, признают, что дело может быть не только в этом. «Как показывает общая практика, основной причиной успешных нападений на инкассаторов является утечка информации — как со стороны контрагентов, так и со стороны банков», — говорит Василий Чекмарев из Юниаструм Банка.

В должностных инструкциях прописано, как не допустить экстремальную ситуацию или как себя вести, если она наступила. «Подъезжая к объекту, особенно в ночное время, необходимо внимательно осмотреть прилегающую к месту парковки территорию, используя свет фар и другое внешнее освещение, — рассказывает Андрей Дормидонтов из ЮниКредит Банка. — Парковать машину нужно по возможности как можно ближе к входу на объект, использовав при этом корпус автомобиля для перекрытия наиболее опасного направления на случай нападения».

Некоторые пункты в инструкциях могут показаться спорными, но все-таки они есть. Так, в одной кредитной организации рассказали, что, если инкассатор взят преступниками в заложники, члены его бригады должны немедленно покинуть место инцидента и увезти автомобиль с деньгами. «Сам по себе инкассатор не представляет интереса для бандитов, — подчеркнул собеседник Банки.ру. — Им нужны лишь деньги».

Высокий риск при перевозке денег — это данность. И, безусловно, банкам приходится страховать как жизнь и здоровье инкассаторов, так и автомобиль, и перевозимую сумму, и саму транспортировку. В принципе таким страхованием занимается большинство крупных компаний, и, как отмечают банкиры, это дело не очень и накладное.

«В нашем банке каждому инкассатору выдано персональное средство индивидуальной защиты — бронежилет, — рассказывает Андрей Дормидонтов. — Должностная инструкция обязывает сотрудника его носить. Если по отношению к инкассатору было совершено противоправное действие и он был в бронежилете, страховщики выплатят возмещение. Если бронежилета не было, то и выплаты может не быть».

В инкассаторы пойду — пусть меня научат!

«На инкассатора» официально нигде не учат — таких учебных заведений в России не существует. Профессия осваивается сотрудником уже на новом месте работы. В кредитных организациях рассказали, что представляет собой портрет среднестатистического претендента на должность перевозчика денег.

Обычно предпочтение отдается молодым людям 23—24 лет, отслужившим в армии. Специальной физической подготовки не требуется, но важно, чтобы здоровье будущих инкассаторов было хорошим — им ведь приходится носить тяжести. Желательно, чтобы у претендента был «якорь» — жена и дети. И главное — у инкассатора всегда должны «гореть глаза». И это не фигура речи: уставший человек, которому «все равно», может потерять бдительность или неправильно среагировать в экстремальной ситуации.

Некоторые руководители предпочитают набирать сотрудников без опыта, которых проще научить с «нуля». Вместе с тем опыт инкассации банкоматов очень приветствуется.

Что же банки могут, в свою очередь, предложить человеку, выбравшему такую работу? Не так уж и много. Выяснить, какую зарплату получают сотрудники подразделений инкассации, сложно — у каждого банка, как говорится, «свои секреты». Где-то сказали, что зарплату инкассатора можно сопоставить с зарплатой охранника. Где-то отметили, что первый получает «несколько больше», а еще где-то говорят, что больше «в разы».

Но и это не самое главное. Сотрудники инкассаторских подразделений в отличие от работников тех же колл-центров имеют очень ограниченные возможности сделать банковскую карьеру. Перевозя деньги, вряд ли можно стать специалистом по продажам или вникнуть во все нюансы банковских продуктов.

Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Материалы по теме