GetTaxi раскрыла секрет московских пробок
Фото: Сахар Смирин

Израильская компания GetTaxi, разработчик мобильного приложения для заказа такси, после покорения Лондона, вышла на московский рынок. В России фирма планирует стать первой, которая даст своим клиентам возможность расплачиваться за такси банковскими картами непосредственно через приложение для смартфона.

GetTaxi является посредником между клиентом и таксопарком или же частным извозчиком. Клиентам фирма предлагает удобный интерфейс мобильного приложения, с помощью которого можно вызвать такси «одним кликом». Система сама определит местоположение заказчика и в режиме реального времени покажет, как к нему движется вызванное авто. Конкуренции между водителями при этом не возникает, система в автоматическом режиме определяет кого из таксистов отправить к клиенту и посылает вызов только одному такси. Марка автомобиля и номер сотового водителя тут же передается клиенту.

Одним из теоретических преимуществ GetTaxi может считаться фиксированная система тарифов. Не важно, какому таксопарку принадлежит автомобиль, если он был вызван через приложение GetTaxi, обслуживание будет по тарифам этой компании. Не известно, правда, станут ли конкурентным преимуществом тарифы, выбранные GetTaxi для Москвы. Компания решила брать с клиентов по 310 руб. за подачу машины и далее по 10 руб. за каждую минуту движения или простоя. При московских пробках тариф может оказаться, скажем прямо, грабительским. Понимая это, GetTaxi дает возможность клиентам выбирать между тарифом с фиксированной ценой, зависящей от пункта подачи и назначения, и поминутным. Но этой прерогативой в настоящее время могут воспользоваться только корпоративные клиенты.

Таксистов, также как и клиентов, GetTaxi старается приманивать выгодными тарифами на посреднические услуги. С небольшим таксопарком «Татьяна», в частности, договорились о 15%, которые GetTaxi получает с каждого заказа, сделанным клиентом через мобильное приложение. По словам таксистов это не самая высокая плата за подобного рода услуги. Многие посредники сейчас берут и по 20% от стоимости поездки. Кроме того, от таксопарков не требуется ничего в плане технического переоснащения автомобилей. Все подобные расходы берет на себя GetTaxi, выдавая водителю устройство, с помощью которого компьютерная система «видит» автомобиль и получает от водителя сведения о выполненном заказе.

Заявления GetTaxi о приеме банковских карт для оплаты поездок в такси на данном этапе можно расценивать как чистой воды маркетинг. Дело в том, что оснащать такси POS-терминалами GetTaxi не планирует, а оплачивать услуги таксиста безналом напрямую через мобильно приложение запрещено законом (считается, что такие трансакции идут мимо российских фискальных органов). Если бы последнее было возможно, для оплаты по карте, клиенту достаточно было бы зарегистрировать ее в своем личном кабинете на сайте GetTaxi, а затем одобрить безналичный платеж со своего смартфона (кликнув по соответствующей кнопке в приложении). Так уже расплачиваются клиенты GetTaxi в Израиле и Лондоне. В Москве же, при самом благоприятном раскладе, услуга станет доступна фирме GetTaxi и ее клиентам месяца через два. Генеральный директор российского представительства GetTaxi (ООО «ГетТаксиРус») Сергей Фоменков, во всяком случае, очень надеется, что проблему с законом удастся решить за такой короткий срок. В одиночку компания GetTaxi с этим не справилась бы точно, но, по словам Фоменкова, заминка в законодательстве тормозит развитие целого сегмента рынка мобильных платежей, поэтому заинтересованных лиц, лоббирующих легализацию платежей через мобильные приложения в настоящее время предостаточно. В их числе и банки, и сотовые операторы, и многие другие, в том числе посреднические, компании. Первым банком-партнером GetTaxi в России стал Промсвязьбанк. При этом, по словам Сергея Фоменкова, двери для сотрудничества остаются открытыми и для других кредитных учреждений. В Промсвязьбанке у компании, по большому счету, просто открыт счет.

Пока решается вопрос о безналичных платежах клиенты GetTaxi могут развлекать себя выставлением рейтинга водителю. За этот показатель водители, по идее, должны бороться — 10% таксистов с самым низким рейтингом GetTaxi грозится увольнять ежемесячно. Зато обладателей самого высокого рейтинга ждут призы (смартфоны и тому подобное). По словам одного из основателей GetTaxi Шахара Смирина в Израиле подобная система стимулирования труда «перевернула» рынок. Местные таксисты наперебой стали предлагать клиентам конфеты и минеральную воду, а также начали интересоваться тем, какую радиостанцию предпочитает слушать пассажир, вместо того, чтобы включать по старинке свою любимую.

Про британских таксистов Смирин подобных историй не рассказывал. Очевидно, в Лондоне, в отличие от израильских городов, и до прихода GetTaxi обслуживание было на неплохом уровне.

В Лондоне, как и в Москве, у GetTaxi есть конкуренты, продвигающие свои собственные мобильные приложения для заказа такси. Британских посредников фирма GetTaxi «уела» тем, что выкупила загодя рабочее время таксистов на дни проведения Олимпийских игр. Это должно позволить GetTaxi обеспечить приемлемое время подачи автомобиля даже в дни пиковой загрузки автопарка. В Москве таких инвестиций фирма пока делать не собирается, но уже заявила о беспрецедентно маленьком (для столицы) гарантированном времени подачи машины — 15 минут. Правда пока речь идет лишь о заказах, которые клиенты делают в пределах Садового кольца. Принимать заказы внутри Третьего транспортного кольца GetTaxi обещает начать через пару месяцев. А еще через несколько месяцев фирма предполагает охватить всю территорию до Московской кольцевой дороги. Руководитель проекта inTaxi Станислав Леонтенко не верит в то, что конкурент сможет удержать 15-минутную планку для подачи автомобилей на всей территории Москвы. В условиях столичного трафика подобное не удавалось ни одной крупной компании с собственным автопарком, также как и посредникам, таким как inTaxi или Яндекс.Такси. Впрочем, никто прежде всерьез и не гарантировал массовому клиенту фиксированного времени подачи транспорта.

Но у Шахара Смирина есть свое «ноу хау». Он уже заявил, что знает главный секрет московских пробок. Во всем, оказывается, виноваты столичные таксисты — 65 тысяч автомобилей, гоняющих по всему городу в поисках клиентов и являются основной причиной заторов. Обеспечив таксистов заказами GetTaxi тем самым прекратит их «броуновское движение» и решит городские транспортные проблемы.

Леонид ЧУРИКОВ, Banki.ru.