В огород со Сбербанком

Дата публикации: 23.10.2012 19:00
4 218
Время прочтения: 5 минут

Как стало известно Банки.ру, у Сбербанка может прибавиться проблем относительно защиты принадлежащего ему товарного знака. Дело в том, что одна крупная польская компания имеет бренд, в логотипе которого присутствует точно такая же эмблема, какую Сбербанк использовал до ребрендинга. Осложняет ситуацию то, что компания экспортирует товары в Россию. В кредитной организации заявляют, что примут меры по защите интеллектуальных прав Сбербанка.

Фирма Floraland Distribution — один из крупнейших в Польше оптовых поставщиков садово-огородного инвентаря. На данный момент дистрибьютор закупает товары в Азии и продает их в Центральной и Восточной Европе. В частности, Floraland является правообладателем товарного знака Greenmill, в логотипе которого присутствует небезызвестный фирменный «кошелечек» Сбербанка — зеленый круг с отсутствующим треугольником сверху и три галочки над ним.

«ОАО «Сбербанк России» обладает исключительными правами на серию товарных знаков, включая общеизвестный товарный знак с рассматриваемым графическим элементом, который охраняется по всем классам товаров и услуг, — заявили Банки.ру в пресс-службе кредитной организации. — По рассматриваемому факту использования символики Сбербанка будут приняты все необходимые меры для защиты интеллектуальных прав ОАО «Сбербанк России».

Как пояснили обозревателю Банки.ру в самой компании Floraland, Greenmill — один из трех брендов, принадлежащих Floraland. При этом логотип бренда запатентован в Польше по всем классам товаров и услуг с момента основания компании, то есть с 1990 года. На вопрос о том, знают ли в организации, что логотип одного из их брендов является точной копией логотипа крупного российского банка, представитель Floraland сказал: «Я что-то слышал об этом. Но проблем с экспортированием в Россию у нас не возникало». В компании отмечают, что представители Сбербанка с Floraland пока не связывались.

«Использование чужого либо сходного до степени смешения товарного знака, при котором потребители могут быть введены в заблуждение о самом производителе и предназначении его услуг, чревато применением всевозможных санкций, — говорит управляющий партнер компании «Тулубьева, Осипов и партнеры» Ирина Тулубьева. — Сбербанк имеет право обратиться в Арбитражный суд Москвы с требованием пресечения деятельности польской компании в нашей стране. Также банк может требовать компенсации в связи с убытками из-за упущенной выгоды, которые он понес в связи с деятельностью иностранного поставщика в России».

Патентный поверенный патентного бюро «РОСТ» Елена Поленова отмечает, что у Сбербанка есть общеизвестный товарный знак, представляющий собой логотип банка с его названием и эмблемой, который признан общеизвестным с 31 декабря 2008 года в отношении банковских услуг и действует на территории всей Российской Федерации.

«Если польская компания начала ввоз своих товаров, маркируемых сходным до степени смешения товарным знаком, зарегистрированным на территории Польши, до даты признания комбинированного товарного знака «Сбербанк» общеизвестным, то отсутствует законное основание для привлечения польской компании к ответственности за нарушение исключительного права Сбербанка на общеизвестный товарный знак, — комментирует Поленова. — Ведь поляки начали использование своего знака и ввоз товара, маркированного этим знаком, на территорию РФ существенно раньше даты признания знака Сбербанка общеизвестным. Если же польская компания начала ввоз своих товаров после даты признания товарного знака Сбербанка общеизвестным, кредитная организация вправе направить этой компании претензию, потребовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя товаров, маркированных этим товарным знаком, потребовать возмещения убытков или компенсации в соответствии с действующим законодательством РФ».

В компании Floraland затруднились озвучить, когда именно начались поставки товаров в Россию.

Сбербанк очень трепетно относится к принадлежащим ему товарным знакам, включая корпоративные цвета и даже буквы. Так, весной 2012 года финансовая организация подала в Роспатент заявку на регистрацию зеленого цвета определенного оттенка. А еще ранее, осенью 2011 года, Арбитражный суд Республики Хакасия удовлетворил иск Сбербанка к КПК «Первая сберегательная касса. Вклады и займы» о запрещении использования кооперативом в своем названии словосочетания «Первая сберегательная касса». Впоследствии апелляционная инстанция отменила это судебное решение.

Внимание Сбербанка к подобным нюансам объясняется высокой популярностью кредитной организации, на которой хотят заработать и другие участники финансового рынка. Например, на слуху у москвичей в 2010 году был так называемый «Сбербар», расположенный рядом с отделением Сбербанка. Меню в баре было представлено в виде сберкнижки, а оформление внутри помещения «перекликалось» с дизайном крупнейшего банка страны. А компания «Займы населению» использовала в своих вывесках фирменный цвет, шрифт, а также частично логотип Сбербанка, о чем стало известно в январе прошлого года.

Для Сбербанка наличие его эмблемы у крупной польской компании — довольно неприятная ситуация, ведь фининститут не исключает возможности выхода на данный рынок. С начала лета 2011 года СМИ писали о заинтересованности Сбербанка в приобретении польского банка. Среди претендентов на «звание» дочерней кредитной организации назывались Alior Bank, а также Millennium и Kredyt Bank. Кроме того, на недавней встрече с президентом России Владимиром Путиным глава Сбербанка Герман Греф заявил: «Мы, в принципе, получили присутствие во всех странах Центральной Европы, кроме Польши, но, наверное, польский рынок мы начнем смотреть позже, после того как завершим строительство всей международной платформы».

«Если Сбербанк решит выйти на польский рынок, то ему придется выкупать лицензию на использование своей символики у компании Floraland, которой принадлежат права на этот товарный знак в Польше, — отмечает Тулубьева. — Но, на мой взгляд, для банка будет логичнее заключить соглашение с Floraland, в рамках которого компания позволит кредитной организации использовать символику в Польше по классу финансовых услуг, а банк позволит компании использовать символику в России по классу садовых инструментов».

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме


Все продукты