Предпраздничное настроение
Фото: dengi.ua

Согласно исследованию НАФИ, которое есть в распоряжении Банки.ру, лишь 2% россиян покупают новогодние подарки в кредит. Остальные либо справляются собственными силами, либо занимают у знакомых. Эксперты же отмечают, что количество «новогодних» кредитов неизменно растет, просто за счет более крупных трат — оплаты новогоднего отдыха и изысков для новогоднего стола.

По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), 15% наших сограждан вообще не планируют покупать подарки родным и близким на Новый год. Из тех, кто все-таки намерен порадовать друзей и родственников презентами, 81% сделают это с помощью собственных средств и накоплений, а 3% — займут у знакомых. Как показывает исследование, в кредит подарки приобретут лишь 2% опрошенных. Что примечательно, по 1% планируют воспользоваться средствами с кредитной карты или оформить кредит непосредственно в магазине, но ни один респондент не пойдет в банк, чтобы взять кредит наличными.

«По моему мнению, эта статистика не полностью отражает реальное положение дел на рынке кредитования, поскольку часть клиентов берет в этот период кредиты именно на цели, связанные с празднованием Нового года или на новогодний отдых, — считает начальник управления розничных кредитных продуктов банка «Стройкредит» Игорь Матазов. — Кроме того, стоит отметить, что существует косвенная взаимосвязь, при которой заемщик берет кредит, например, на ремонт, и не подпадает под категорию клиентов, берущих кредит на празднование Нового года. Но если бы он не потратил собственные средства на подарки и туры, то и кредит на ремонт ему не понадобился бы. С учетом этой косвенной взаимосвязи можно предположить, что доля тех людей, которые так или иначе используют кредитные средства на подарки и празднование Нового года, составляет не менее 10%. Еще нужно учитывать, что подарки человек может купить и на свои средства, но потом целый месяц или даже два жить в кредит (к примеру, используя лимит по кредитной карте)».

Согласно исследованию НАФИ, ожидаемо в долг у родных и друзей в основном берут молодые люди (6% опрошенных от 18 до 24 лет), а не заинтересованы в покупках подарков представители пожилого возраста (28% респондентов от 60 лет и старше). Не любят или не имеют возможности подарить новогодние презенты преимущественно жители городов-миллионников — 23% из них ответили, что не планируют покупать подарки.

Напомним, что, по оценкам Ситибанка, в 2012 году на 27% увеличились траты по кредитным картам (по сравнению с прошлым годом). В то же время на новогодние покупки держатели кредиток — представители среднего класса стали тратить на 11% больше: средний уровень расходов одного человека в декабре текущего года превысит 21 тыс. рублей.

На сами же новогодние праздники, по оценкам ВЦИОМ, среднестатистическая российская семья потратит около 7,5 тыс. рублей (рост по сравнению с прошлым годом на 7%, по сравнению с 2007-м — на 50%). При этом на покупку продуктов и напитков для праздничного стола одна семья потратит в среднем 2,7 тыс. рублей, на покупку новогодних подарков — 2,6 тыс., а на посещение детских елок и турпоездки — 2,2 тыс.

Наиболее популярными подарками для сограждан являются разнообразные сувениры (их выбрали 35% опрошенных), конфеты, спиртные напитки и деликатесы (29%) и игрушки (24%). Пятерку лидеров замыкают парфюмерия, косметика и бижутерия (23% респондентов) и деньги (11%).

Интересно, что большинство россиян (17%) хотели бы получить в подарок на Новый год именно деньги. Принимая во внимание исследование портала HeadHunter, желание получить подобный подарок вполне обоснованно. По информации hh.ru, 53% россиян не хватит их месячной зарплаты, чтобы подарить подарки родным и знакомым, а 16% придется потратить на презенты все заработанные за месяц деньги. 31% сограждан полагают, что на покупку новогодних подарков они потратят около половины заработной платы, а 19% — что покупка подарков не «отнимет» у них более четверти зарплаты. Отметим, что средняя зарплата россиянина по состоянию на конец 2012 года равняется 33,5 тыс. рублей (по данным hh.ru).

Россияне тратят все больше

«В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества заемщиков, пользующихся «новогодними кредитами», — обращает внимание зампред правления Ланта-Банка Ирина Рысь. — На наш взгляд, это связано в основном с повышением финансовой грамотности населения. Оно выражается в том, что потребители расценивают кредит уже не как долговую яму, а как возможность сейчас воспользоваться будущими доходами. Точно рассчитать свои возможности и размер реальной переплаты сейчас может гораздо больше наших соотечественников, чем 5—8 лет назад. Более положительное отношение к кредиту и приводит к наращиванию заимствований. Также определенное влияние оказывает и тот факт, что кредиты стали более доступны, особенно с введением банками дополнительных специальных программ (например, новогодних акций)».

В основном граждане берут кредиты на Новый год на более-менее долгосрочные цели. Например, Ирина Рысь отмечает, что кредиты в предновогодний период клиенты берут на покупку новых автомобилей, приобретение туристических путевок и потребительские цели (кредит наличными для приобретения подарков).

В свою очередь Игорь Матазов из «Стройкредита» указывает, что цели кредитования в новогодний период те же, что и в другое время, — это ремонт, отдых, медицинские услуги и лечение. «Но можно выделить и цели, связанные непосредственно с празднованием Нового года: покупка подарков для родных и близких, приобретение новогодних туров и просто организация запоминающейся встречи Нового года», — говорит эксперт.

Помимо того что в декабре по отношению к ноябрю обычно увеличивается спрос на розничные кредиты в среднем на 30—40%, ближе к овому году меняется и объем снимаемых с карт наличных. По словам начальника управления развития платежных систем и услуг электронной коммерции Нордеа Банка Ольги Снегиревой, как правило, количество операций получения наличных денег с использованием банковских карт в период новогодних праздников возрастает. Эксперты связывают подобную тенденцию с покупкой подарков и отъездами за рубеж.

«Соотношение между суммами, снимаемыми в банкоматах и расходуемыми безналичным путем, остается относительно стабильным как по зарплатным, так и по личным дебетовым картам, — указывает вице-президент, директор департамента розничных продуктов Банка Москвы Наталья Коновалова. — Однако сейчас наметилась тенденция к увеличению доли снятия наличных средств по личным дебетовым картам. Вероятно, это связано с расширением привычной «географии покупок» — в незнакомое место впервые идут, взяв с собой наличные. Интересна другая деталь — возрастание доли платежей через Интернет, особенно по зарплатным картам. Это может быть связано как с дефицитом времени на привычные покупки, так и с приобретением подарков».

«По нашей оценке, в предновогодний и новогодний периоды объемы снятий по картам увеличиваются на 25—30% как в общем, так и по зарплатным картам в частности, — комментирует начальник управления розничных продуктов и развития клиентских отношений Райффайзенбанка Алексей Капустин. — Это связано с получением премий и бонусов клиентами, что ведет за собой более активные траты, в том числе на новогодние покупки».

Эти цифры подтверждает и начальник управления карточных продуктов Промсвязьбанка Мария Точилова. «Обычно сумма операций снятия наличных в декабре примерно на 30—35% выше, чем в обычные месяцы, — говорит она. — В предпраздничные месяцы количество покупок резко возрастает, так как люди делают подарки, и общая сумма снятия, естественно, увеличивается».

По мнению Ирины Рысь, перед Новым годом держатели карт снимают в банкоматах значительно больше, чем в другие месяцы, так как многие отправляются на праздники за город и опасаются, что там могут возникнуть сложности с расчетами пластиковой картой. В Ланта-Банке отмечают рост объема снимаемых с карт наличных денег в предновогодний период на 15—25% в зависимости от региона.

В Хоум Кредит Банке (ХКФ), напротив, указывают на небольшое снижение доли операций по снятию наличных в канун Нового года. «Даже в таком городе, как Москва, еще не все клиенты используют непосредственно карту при покупках, — поясняет продукт-менеджер управления развития кредитных карт ХКФ Тимур Гагкуев. — Самым ярким примером еще неполного осознания предназначения карт был случай, когда в одном из крупнейших торговых центров Москвы устраивалась ночь распродаж. Так вот, у банкоматов в час ночи выстроилась огромная очередь, хотя я без проблем воспользовался в одном магазине картой».

Для сравнения: по данным Ситибанка, в последние годы резко снижается доля снятия наличных с кредитных карт — за пять лет объем снятия «налички» под Новый год снизился более чем в 2,5 раза.

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru