Ориентация по карте

Дата публикации: 14.01.2013 09:00
8 904
Время прочтения: 6 минут

Проект «Универсальная электронная карта» (УЭК) вышел на новую стадию — россиянам дали возможность подавать заявки на получение чудо-карт. Обозреватель портала Банки.ру на личном опыте убедился, что заявки могут подавать далеко не все и не везде. Возможно, поэтому в московском отделении Сбербанка за новинками уже выстроилась очередь.

Чудная карта

Идея создания УЭК — банковской карточки, которая могла бы служить не только платежным инструментом, но и паспортом, военным билетом, водительским удостоверением, карточкой медицинского страхования и т. д. и т. п., сформировалась в нечто более-менее понятное в 2010 году. Тогда возможность использования такого рода финансово-идентификационных инструментов была зафиксирована в законе 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Для реализации проекта по выпуску УЭК была создана одноименная организация. Ее основным акционером стал Сбербанк, к которому присоединились «Уралсиб» и «Ак Барс». Очевидно, что у российской универсальной карты не могло быть «слабого звена» в виде иностранной платежной системы, обслуживающей трансакции. Для обработки операций, совершенных с помощью УЭК, решили воспользоваться собственной системой Сбербанка — «ПРО100». Такой подход хорош с точки зрения национальной безопасности, но тут же возникают вопросы о невозможности использования карточки УЭК вне пределов России, а также о необходимости подключения к «ПРО100» банкоматных сетей и торговых предприятий, которые сейчас, как известно, «оккупированы» международными платежными системами.

Кроме того, со временем инициаторы введения УЭК осознали, что из-за разобщенности российских министерств и ведомств реализовать все задуманные возможности универсальной карты будет непросто. Довольно быстро стало понятно, что ни правами, ни паспортом карте в ближайшее время не стать. На кусочке пластика, который сейчас называют УЭК, можно увидеть номер индивидуального лицевого счета в системе пенсионного страхования (СНИЛС), Ф. И. О., дату рождения и фото владельца.

Однако то, что карта является электронным ключиком для открытия портала госуслуг и содержит электронную подпись владельца, позволяет по-прежнему описывать ее как инструмент, с помощью которого пользователь когда-нибудь, возможно, получит доступ к «тысяче с лишним государственных и коммерческих услуг». Пессимисты уверены, что УЭК не доживет до этих счастливых времен и исчезнет через несколько лет, когда в обиход войдут паспорта нового поколения с микрочипами. Выдавать их будут уже не банки, а Федеральная миграционная служба. Оптимисты полагают, что такую трансформацию можно считать новой жизнью универсальной карты и потраченные на реализацию проекта 100 млрд с лишним не пропадут даром.

Карту УЭК намеревались выдавать по заявкам с начала 2012 года, а в обязательном порядке — с января 2013-го, но сроки реализации проекта сдвинулись на год. Мало того, оказалось что в начале 2013-го заявки «свободно» принимаются только от жителей Москвы и только двумя банками — «Уралсибом» и Сбербанком. Каждый банк предоставил желающим подать заявку лишь одно свое отделение. Если же гражданина (жителя Москвы) не устраивает ни один из указанных банков, он может обратиться в один из трех столичных многофункциональных центров.

За картой — в очередь!

Рядовые сотрудники Сбербанка не до конца понимают, почему прием заявлений ограничен одним отделением.

«Требуется специальное оборудование, — рассказала обозревателю Банки.ру сотрудница отделения Сбербанка, расположенного на Большой Тульской, — когда-нибудь и нам такое дадут».

В специализированном для выдачи УЭК отделении Сбербанка на Большой Грузинской спецтехника действительно было обнаружена, в частности был замечен фотоаппарат-«мыльница». Им специалист по универсальным картам фотографирует заявителей. Отдельного помещения для фоторабот не предусмотрено, поэтому услуги оказываются в общем коридоре — на фоне нежно-салатовой стены.

Под прием заявок на получение УЭК в отделении Сбербанка на Большой Грузинской выделили специальное окно. Вывеска над ним гласит — «Оформление заявления на универсальную электронную карту жителя г. Москвы». Такая надпись заставляет волноваться пришедших за картами жителей Подмосковья, а таких, к слову, немало. Работающие в Москве жители подмосковных городов начинают понимать, что широко разрекламированная карта пока еще не такая уж универсальная, как следует из ее названия, и иногородним ее вообще могут не давать.

А не пошли бы вы…в Дубну

11 января жителя Балашихи и некоторых других подмосковных городов из окошечка в офисе на Большой Грузинской вежливо отправили…в Дубну. Это тем более любопытно, что на сайте Сбербанка из подмосковных отделений, где можно подать заявку на получение УЭК, упомянуты только офисы в Балашихе и Мытищах. Но и они, как выяснилось в колл-центре ОАО «УЭК», начнут принимать заявки с 2014 года, а не прямо сейчас.

Наличие счета в Московском территориальном банке Сбербанка при подаче заявки на выдачу УЭК не помогает. Оказалось, что кредитной организации важно не то, где обслуживается клиент, а то, где он зарегистрирован.

По этой, а также по разным другим причинам страсти в очереди за УЭК в столичном офисе Сбербанка разгораются порой нешуточные. Очередь, и без того «живая» просто потому, что талончики электронной очереди на банковских специалистов по УЭК не действуют, становится временами еще более оживленной. Действительно, какие уж тут шутки, когда на улице минус 15, а приехавшим за картой с другого конца Москвы предлагают отправиться за ней в противоположный от места проживания конец Подмосковья.

Проблему с принятием заявлений от населения организаторы со временем планируют решить за счет того, что заявку можно будет оставить на сайте ОАО «УЭК». Но о точных сроках запуска подобного сервиса пока ничего не известно.

Платить бы рад, расплачиваться сложно…

Первыми в столичные пункты приема заявок за УЭК обратились гиперактивные блогеры и представители СМИ, но не только они.

Из разговоров в очереди стало понятно, что «рядовых» москвичей универсальная карта интересует пока что исключительно как средство оплаты в транспорте. Других полезных применений УЭК народ, судя по всему, пока еще не придумал. Но и наличия транспортного приложения оказалось вполне достаточно для создания пусть и небольшой (по меркам Сбербанка) но все же очереди.

Принимающий заявления на УЭК сотрудник Сбербанка предупреждает, что карта будет готова через 20 дней. И у нее есть не слишком приятные для пользователя особенности. В частности, расплачиваться картой можно только в магазинах, отмеченных специальным логотипом «ПРО100». Увы, назвать хотя бы один подобный магазин сотрудник банка оказался не в силах. Такой информацией не владеют и операторы колл-центра Сбербанка. Не удалось ее оперативно получить и в ОАО «УЭК».

У универсальной электронной карты имеется еще одно важное ограничение — снимать наличные можно далеко не во всех банкоматах. Сбербанк на своем сайте рекомендует для снятия наличных пользоваться его собственными АТМ.

В ОАО «УЭК» уточнили, что со временем снимать наличные с универсальных карт можно будет в сети банкоматов всех участников единой платежно-сервисной системы (ЕПСС) УЭК. То есть как минимум в банкоматах «Ак Барса» и «Уралсиба». Как заявили в пресс-службе УЭК, «в настоящий момент проводятся мероприятия по настройке межхостового взаимодействия, после чего будет доступно снятие наличных в сети банкоматов Сбербанка и «Уралсиба». Остальные банки будут подключаться по мере готовности».

Информацию подтвердили и в самом «Уралсибе». Здесь утверждают, что «к моменту получения первых карт, заявки на которые были приняты в начале января 2013 года, во всех банкоматах банка «Уралсиб» будет реализована возможность обслуживания УЭК, в том числе и снятия наличных».

Леонид ЧУРИКОВ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Горячая линия

Логотип "Сбербанка" Александрова Мария

Александрова Мария

Эксперт службы заботы о клиентах

Банки.ру+

Материалы по теме