Почему банки не летают?

Дата публикации: 12.04.2013 08:30
9 810
Время прочтения: 5 минут

ТКС Банк презентовал кредитную карту All Airlines MasterCard. После оформления карты на сайте allairlines.ru или через колл-центр и ее получения клиенту начинают начисляться бонусные мили, которые, по словам главы ТКС Олега Тинькова*, можно потратить на приобретение билетов любых авиакомпаний. При этом, как выяснил портал Банки.ру, прямых договоров ни с туроператорами, ни с перевозчиками у ТКС нет.

Портал allairlines.ru, по словам представителей ТКС, должен открыться сегодня. При активации карты All Airlines MasterCard клиент получает 1 000 миль в подарок, а далее за 100 потраченных по карте рублей начисляются три мили в категории «авиабилеты», две — при всех остальных покупках, одна — при платежах в интернет-банке и мобильном банке ТКС.

Как заявил на презентации глава банка Олег Тиньков*, по данной карте можно получить мили на приобретение билета любой мировой авиакомпании. Ставка по All Airlines MasterCard составляет 24% годовых. В этом году банк планирует выпустить 50 тыс. карт, а в дальнейшем — значительно увеличить объем эмиссии.

Правда, четких официальных разъяснений по поводу того, каким образом будет работать и развиваться проект, а также чего именно ждать потребителю, представители ТКС на презентации не дали. Как сообщил обозревателю портала Банки.ру источник в банке Тинькова*, прямых договоров ни с туроператорами, ни с авиакомпаниями у кредитной организации нет. Публичные отношения ТКС, к примеру, с «Аэрофлотом» пока ограничиваются указанием на презентационной карте All Airlines MasterCard имени гендиректора крупнейшей авиакомпании России Виталия Савельева (как держателя карты).

«Банк будет отслеживать, какие именно трансакции совершает клиент, сопряжены ли они с оплатой билета через какую-либо мировую авиакомпанию, и на основе этого начислять мили, — рассказал источник в ТКС. — Такая схема работы отчасти убыточна, но мы надеемся отбить расходы за счет того, что карта кредитная, а вновь появляющиеся клиенты будут приводить с собой друзей и знакомых, что увеличит клиентскую базу банка».

Банкиры подчеркивают, что прямые договоры на кобренд одновременно со всеми авиакомпаниями заключить практически невозможно. Перевозчики, которые конкурируют друг с другом за пассажиров, категорически не заинтересованы в таком сотрудничестве с банками. А All Airlines MasterCard, судя по всему, не является кобрендом.

Ходят слухи тут и там

Слухи по поводу того, что же будет представлять из себя новый проект Олега Тинькова*, множились ежедневно с момента, когда эпатажный банкир анонсировал его на своей странице в Twitter. Еще в начале марта Тиньков* интриговал публику различными загадочными сообщениями. К примеру: «А почему бы не запустить Tinkoff Airlines? «Аэрофлот», «Трансаэро» и S7 — это не то. Будем переворачивать рынок…» Тогда же был зарегистрирован домен tinkoffairlines.com и, судя по размещенным банкиром в соцсетях фотографиям, для нового проекта были сняты рекламные ролики. Тиньков* отмечал, что планирует взять в лизинг двести Boeing 737 и продавать авиабилеты на перелеты по России вдвое дешевле, чем «Аэрофлот». Глава ТКС даже написал своему другу Ричарду Брэнсону (британский миллиардер, владелец авиакомпании Virgin) в соцсетях сообщение следующего содержания: «Ричард, готов посоревноваться с Tinkoff Airlines? Свежий ветер с востока, русские идут!»

Но практическая возможность запустить в России новую мощную авиакомпанию, к тому же с нуля, у участников рынка вызвала серьезные сомнения. Первое подтверждение этому появилось, когда стало известно, что Росавиация не получала заявку на создание компании под названием Tinkoff Airlines. Пошли разговоры, что Тиньков*, возможно, у кого-то что-то купит, но единственным авиаактивом, выставленным на продажу, был проблемный Red Wings владельца Национальной резервной корпорации Александра Лебедева, которая в итоге отошла, как было объявлено, за один рубль третьим лицам.

Между тем потенциальные пассажиры Tinkoff Airlines до официальной презентации проекта разделились на два дискутирующих в Сети лагеря. Одни с нетерпением ждали запуска новой авиакомпании, вспоминая предыдущие неожиданные, амбициозные и успешные проекты Тинькова*. Другие скептически отнеслись к идее банкира, указывая, что все предыдущие свои проекты он воспринимал как развлечение и последующую инвестицию, поэтому обеспечение безопасности в такой авиакомпании наверняка будет не первостепенной задачей.

Хорошо забытое новое

Но за день до презентации нового проекта Тинькова* источники, близкие к ТКС, рассказали порталу Банки.ру, что речь идет все-таки о кредитной карте (по сути — карте путешественника), то есть о новом банковском продукте для частных клиентов. Участники рынка предположили, что это будет специальная карта с MasterCard — традиционным партнером ТКС. Так и оказалось. Правда, детали проекта так пока и остались загадкой. Руководители карточных направлений крупных банков пытаются вникнуть в суть продукта и понять, насколько All Airlines MasterCard конкурентоспособна.

«Нельзя сказать, что ТКС Банк предлагает что-то принципиально новое. Аналогичная программа есть, например, у Райффайзенбанка, — комментирует начальник управления пластиковых карт ВТБ 24 Александр Бородкин. — Сама система накопления бонусов по сути не отличается от сбербанковского «Спасибо». Но «Сбер» предлагает одни возможности, как можно потратить бонусы, а ТКС — другие». Бородкин считает, что об интересе к новому продукту можно будет судить после того, как клиентам станет понятно, сколько нужно потратить денег, чтобы получить достаточное количество бонусов для оплаты перелета.

«Просто купить билет и получить бонус — уже совершенно не «фишка». Разнообразные бонусные программы сейчас распространены почти во всех сферах услуг, — рассуждает директор департамента розничных продуктов банка «Открытие» Наталья Сумакова. — Клиента не привлечешь, если баллы за покупки по карте будут начисляться только у конкретного агрегатора и больше нигде. Потребителям это не будет интересно при существующем богатстве выбора. Должна быть широкая партнерская сеть — это уже практика рынка».

По мнению Сумаковой, если речь идет все-таки только о бонусах от агрегатора, то непонятно, на какой сегмент клиентов рассчитан новый продукт ТКС. «Ведь путешествие — затратная история. Лишь у немногих россиян есть время и деньги, чтобы совершать перелеты чаще чем дважды в год, — говорит она. — Таким образом, баллы на авиабилет накопятся лет через десять. Можно, конечно, предложить огромные бонусы, но тогда с экономической точки зрения проект вряд ли будет оправдан». Сумакова уверена, что потребителю должно быть четко разъяснено, как будет работать система, то есть каким образом можно накопить бонусы, как именно и где их потратить, как быстро можно получить награду.

Анна ДУБРОВСКАЯ, Юлия ПОЛЯКОВА, Banki.ru

*16.02.2024 признан в РФ иностранным агентом и внесен в реестр иностранных агентов.

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме


Все продукты