Около 70% всех вызовов на мобильные с неизвестных номеров в январе — марте 2021 года — спам-звонки, пишут «Известия», ссылаясь на данные «Лаборатории Касперского». В целом в 2020 году доля спам-звонков была ниже — 63%. Чаще всего в январе — марте нежелательные звонки поступали с предложением займов — их доля составила 46%, а также от коллекторов (26,5%). Среди других распространенных категорий — «связь и Интернет» и «медицинские услуги». Доля звонков с подозрением на мошенничество также выросла до 6,3%.

По данным анонимизированной статистики приложения «Яндекса», от неизвестных чаще всего поступают финансовые и банковские предложения (в 17% случаев), сказали в корпорации. Другая реклама распространяется в 12% ситуаций, неопределенный негатив исходит в 7%, коллекторы звонят в 6%, предложения от телекома поступают в 3% и навязчивые опросы в 1%.

«ВымпелКом» благодаря системе AntiFraud ежемесячно блокирует более 100 млн звонков-сбросов на номера абонентов оператора. «МегаФон» блокирует 25—30 млн спам-звонков в неделю, указали в пресс-службе оператора. МТС выявляют и блокируют около 65 тыс. звонков в час, их количество увеличилось в несколько раз по сравнению с прошлым годом, пояснил представитель оператора. Tele2 разрабатывает многоуровневую защиту клиентов от голосового спама, скоро у оператора появится функционал, который позволяет клиенту уведомлять оператора о том, что звонок относится к категории телефонного спама, сказали в компании.

Сервис жалоб на спам, фишинг и мошенников появится до конца года на портале госуслуг

Замглавы Минцифры Максим Паршин отметил, что для этого требуется законодательное «подкрепление».

Если клиент получил спам-звонок, то он может сообщить об этом в контактный центр через чат в приложении Yota, отметили в пресс-службе сервиса. В прошлом году «Тинькофф» вместе с крупнейшими мобильными операторами (Tele2, «МегаФоном», МТС и «Тинькофф Мобайлом») запустил первую антифрод-платформу для защиты от телефонного мошенничества, которая определяет характер различных видов и сценариев таких звонков в восьми случаях из десяти, утверждает разработчик. Для борьбы с телефонными мошенниками совместно с операторами сотовой связи внедрены технологические решения, которые не позволяют злоумышленникам использовать официальные телефонные номера банка для звонков гражданам, указали в пресс-службе ВТБ.

По словам экспертов, количество спама в 2021 году будет только возрастать, это связано с тем, что, с одной стороны, средства коммуникаций стали играть критическую роль, а с другой, выросла социальная дистанция, и люди стали более «атомизированы» и более подвержены манипуляциям. Также количество утечек персональных данных в 2020 году значительно возросло, что позволяет мошенникам получать доступ к обширным базам для обзвона.

ФАС зафиксировала рост доли рекламных спам-звонков в 2020 году

Всего в ведомстве рассмотрели более 16 тыс. заявлений о нарушении рекламного законодательства.