Поведенческая модель домохозяйств существенно изменилась в конце III квартала 2022 года. В частности, после объявления частичной мобилизации россияне начали экономить и отказываются от необязательных трат, говорится в октябрьском исследовании Центробанка «О чем говорят тренды».
«В конце сентября произошло переключение домохозяйств в режим экономии повседневного потребления при частичном отказе от необязательных трат (развлечения, такси и другие)», — отмечают аналитики Центробанка.
Похожее поведение россиян фиксировалось и в первой половине 2022 года на фоне падения реальных располагаемых доходов, ухудшения потребительских настроений и нарастания неопределенности после событий конца февраля, говорится в исследовании. Тогда домохозяйства также переключились на сберегательную модель поведения. Ее проявлением стали ускоренное формирование накоплений, а также изменение структуры повседневного потребления: россияне стали массово покупать более доступную по цене продукцию.
Об этом свидетельствуют и результаты опросов Nielsen, которые приводятся в исследовании ЦБ. Так, для 73% потребителей низкие цены оказались главным критерием при выборе магазина, а статистика торговых сетей и онлайн-ритейлеров зафиксировала всплеск популярности скидок и промоакций до уровней выше докризисных (52% в офлайн-ритейлерах и 80% в онлайне). За год удвоился спрос на более дешевую продукцию собственных торговых марок розничных сетей и усилилась восприимчивость населения к программам лояльности.
Снижение уровня потребительской активности подтверждают также индексы Сбера и «Тинькофф», говорится в исследовании. Они существенно отставали от значений предыдущего года. «Подобная динамика прежде всего отражает сокращение числа посещаемых торговых точек, сужение ассортимента покупаемых товаров и услуг, а также повышение концентрации трат в отдельных категориях», — заключили аналитики Центробанка.
Комментарии
<p>и с кем ЦБ сотрудничает?:</p>
<p>Nielsen (Nielsen Holdings PLC) — американская компания, крупнейшая независимая фирма, проводящая маркетинговые измерения в индустрии товаров повседневного спроса, медиаизмерения и исследования потребителей. </p>
<p></p>
<p></p>
<p>56017553261,</p>