«Еще полгода назад я радовался каждой "подарочной" копейке от банка, но постепенно заметил тревожную тенденцию: я стал покупать вещи, которые мне не нужны, лишь бы добрать до суммы, дающей максимальный возврат. Чаще заходил в приложения магазинов — просто проверить, есть ли сейчас выгодный кэшбэк. Оправдывал лишние траты фразой: "Зато мне вернут часть денег!" Однажды я составил таблицу своих трат и возвратов за три месяца. Картина оказалась удручающей: я потратил 45 000 рублей, а получил возврат 3200».
Кэшбэк по определению не делает покупки дешевле, а лишь возвращает небольшую часть уже потраченных денег. Его задача — стимулировать потребление, напоминает эксперт-аналитик Банки.ру Эряния Бочкина.
«Банки и ритейл знают психологию покупателя: человеку легче расстаться с деньгами, если ему обещают вернуть их часть. Поэтому главное правило здесь — воспринимать кэшбэк как не способ экономии, а бонус за те покупки, которые вы бы сделали в любом случае», — отмечает она.
Кэшбэк действительно выгоден, только если вы оплачиваете то, что и так планировали (продукты, проезд, лекарства, связь, коммунальные услуги), и не меняете свои потребительские привычки, выбираете магазин не по принципу «где выгоднее бонусы», а где дешевле и удобнее, подчеркивает Бочкина.
Эксперт рекомендует не переплачивать за товар ради бонуса: кэшбэк перестает быть выгодным, если становится триггером к покупке. Если товар стоит дороже, но дает кэшбэк, значит, вы не экономите, а спонсируете продавца, отмечает она.
Как пользоваться кэшбэком разумно:
- Эряния Бочкина советует начинать покупку с вопроса: «Мне это нужно?» Только при положительном ответе можно начинать сравнивать, где выгоднее оплатить.
- Также эксперт рекомендует отключить пуши от банков по акциям, поскольку такие маркетинговые уведомления являются основным источником импульсивных трат.
- Не стоит держать в голове категории повышенного кэшбэка, поскольку, если товар нужен, он будет приобретен в любом случае. Если покупка появляется только потому, что выпала соответствующая категория повышенного кэшбэка, это уже не экономия, а неоправданный расход, резюмирует аналитик.











