Число клиентов Хоум Кредит Банка (ХКБ), оценивающих свои доходы как низкие, сократилось в июле по сравнению с февралем 2015-го на 9,1 процентного пункта. Количество же клиентов, готовых купить бытовую технику и съездить в отпуск, выросло на 8,9 п. п. Таковы результаты проведенного банком опроса клиентов с целью определить их субъективное восприятие уровня своего благосостояния.
Если в феврале 40,4% опрошенных отметили, что их доходов хватает только на еду и одежду, то в июле таких оказалось 31,3%. Среди тех, кто помимо удовлетворения базовых потребностей может купить бытовую технику и съездить в отпуск (27,4% в июле против 18,5% в феврале), на 2,3 п. п. выросла доля респондентов, которые могут позволить себе купить автомобиль.
Банк опросил 901 человека во всех своих дирекциях (Москва, Центр, Северо-Запад, Поволжье, Волго-Вятская, Сибирь, Урал, Юг, Дальний Восток), из них 417 женщин и 484 мужчин в возрасте от 19 лет до 71 года. Эти люди — активные пользователи кредитных продуктов банка, которые брали POS-кредит, нецелевой кредит наличными или оформляли кредитную карту на протяжении последних трех лет. Обязательное условие включения клиентов в опрос — отсутствие просроченных платежей за все время взаимодействия с банком.
Количество людей, оценивающих свой доход как «хватает только на еду и одежду», больше всего сократилось в Волго-Вятской дирекции, а также в Москве, Центре и на Северо-Западе. В Сибири, напротив, их число выросло на 9 п. п. Количество людей, которые могут позволить себе отпуск, больше всего увеличилось в Центре, Волго-Вятском регионе и на Северо-Западе. Число людей, не исключающих для себя покупку автомобиля, сильнее всего выросло в Москве.
Аналитик Банка Хоум Кредит Станислав Дужинский подчеркнул, что данные исследования говорят о субъективном восприятии потребителями ситуации, а не о росте доходов. «В феврале многие люди чувствовали неуверенность в будущем, связанную с колебаниями валютного рынка и геополитической неопределенностью. Однако за полгода выяснилось, что худшие макроэкономические сценарии не реализовались. Конечно, ситуация в экономике остается сложной, и, вероятнее всего, на протяжении 2015—2016 годов кардинального улучшения не произойдет. Но оценки ситуации россиянами стали более позитивными, и это внушает определенный оптимизм», — отметил Дужинский.