С 1 января все страховые компании, работающие на рынке ОСАГО, обяжут продавать электронные полисы. Пока это делают только 17 компаний из 74. Остальные ждут, когда ЦБ представит финальные требования к работе их сайтов. Готовность страховщиков к обязательной продаже электронных полисов можно оценить по опыту их подключения и тестирования на сервисе объединения, рассказал РБК исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.

Технически готовность среди крупных компаний к продаже электронных полисов высокая, отмечает управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Павел Самиев. «Здесь вопрос даже не в готовности, а в том, что в целом компании не заинтересованы в том, чтобы продавать полисы ОСАГО в электронном виде. Потому что очень большой дисбаланс по убыточности. К тому же есть так называемые токсичные регионы, такие как Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области, где убыточность очень высокая», — пояснил Самиев.

По прогнозам НАФИ, в 2016 году убыточность на рынке ОСАГО может составить от 77% до 82%. При этом комбинированная убыточность по ОСАГО с учетом судебных выплат и расходов по итогам года превысит 100%, а в отдельных регионах она будет существенно выше.

«Сообщество сейчас ждет принятия соответствующего указания Банка России о требованиях к сайтам страховщиков, с учетом которых, возможно, нужно будет дорабатывать программное обеспечение», — пояснил Уфимцев. По его словам, проект, который был опубликован регулятором, «представляется достаточно жестким». «По этому вопросу мы ведем диалог с регулятором, рассчитываем на смягчение требований», — сказал он.

ЦБ финальную версию требований еще не подготовил. «Банк России ведет подготовку соответствующего указания, проект документа уже публиковался для публичного обсуждения на сайте регулятора. В настоящий момент мы анализируем предложения и замечания, поступившие от Российского союза автостраховщиков, для подготовки финальной версии документа», — сообщила РБК пресс-служба ЦБ.

Опубликованный ранее проект ЦБ устанавливает, что общая длительность перерывов в работе сайта не может составлять более четырех часов в месяц. При проведении плановых технических работ, в ходе которых доступ пользователей к сайту будет невозможен, на главной странице не менее чем за сутки до начала работ должно быть размещено уведомление с указанием даты и времени их начала и окончания. Документ также определяет понятие нарушения бесперебойного функционирования сайта, в том числе критического (им признается нарушение, которое не было устранено в течение более двух часов). При этом любое доказанное нарушение доступности сайта страховой компании для покупки полиса ОСАГО в электронной форме может наказываться штрафом в размере 300 тыс. рублей с момента запуска обязательных электронных продаж ОСАГО в России.