Mail.Ru Group предоставила Национальному бюро кредитных историй доступ к информации из профилей пользователей «ВКонтакте» и «Одноклассников». Есть аккаунт там? Тогда и вас «посчитали».
Да, друзья в социальных сетях — это вчерашний день. С создателем «ВКонтакте» спорить сложно. Все, кто нужен, давно в любимом мессенджере. И еще в Instagram*, конечно. Но любая социальная сеть — это тонны и тонны полезной информации. В том числе для банков.
Скоринг открытой информации в социальных сетях — а речь идет именно о такой информации — по сути, ничем не хуже уже привычного социодемографического скоринга. Скорее, лучше. Соцдемом а) банки пользуются уже сто лет, б) принимают его во внимание, если у человека нет кредитной истории.
Но все равно это новость. По сути, это первый официальный и открытый альянс агрегаторов данных и специалистов по переработке и систематизации. Неофициальных попыток предпринято было наверное, штук сто. Та же «ВКонтакте» больше года судится с компанией «Дабл», которая данные пыталась добывать злодейски и «всерую». Facebook* пытается отмыться от скандала с 50 млн лайков для президента Трампа. И так далее.
А тут говорится прямо: ребята, все, что вы посчитали нужным сообщить о себе в открытой части профиля в социальных сетях (или забыли вместе с паролем и датой последнего входа), теперь может быть и будет использовано против вас в суде (зачеркнуто). При обращении в банк.
И вот, если последней вашей записью было «Зацените, какой клевый чувак» под фотографией Гитлера — ну, извините, 700 тыс. рублей на новенький «Вольво» или полтора миллиона на «однушку» в Химках вам не «добьют». Это утрированно, конечно.
В заявочный скоринг наверняка зашьют какой-нибудь «коэффициент Дурова-Попкова». Который определенным образом будет влиять на решение банка по кредиту. Особенно если среди предпочтений заявителя группа «Как не платить кредит законно» или «100 сравнительно законных способов обмануть банк».
Но, скорее всего, кредиторы хотят знать, что нужно 97 млн пользователей, которые заходят во «ВКонтакте» каждый божий месяц. Хотят знать, что это за люди. Хотят знать об их интересах, наклонностях и финансовых, а точнее, потребительских привычках.
На рынок выступает поколение Z, и просто «возьмите ипотеку, будет у вас дорогое жилье черт-те где, зато свое» уже не сработает. Карточка с кешбэком на всё — тоже. А вот если человек подписан на 25 пабликов про путешествия и постоянно постит фотографии из городов и весей зарубежья разной степени дальности, ну, наверное, карта с «милями» или повышенным возвратом за бронирование отелей и трансферов его может заинтересовать. Целевой, релевантный оффер на то, что действительно нравится, может и «зайти».
Кроме того, социальные сети вовсю используют механизм геймификации, уподобления поведения пользователя в социальной сети игре. Все эти пять с плюсом под фотографиями, конкурсы и рейтинги — это отмечают психологи — новому поколению заемщиков очень нравятся. Банки в игры играют из рук вон плохо. С аналитическим потенциалом бюро и самих сетей они смогут не только научиться сами, но и предложить заемщикам будущего именно такую финансовую игру, в которой интересно будет принять участие всем. Хотя это и «не точно».
А пока понятны правила. Следите за своими страничками, если планируете обращаться в банки. Удалите ненужное, скройте сомнительное. Или получайте удовольствие от процесса, если вам нравится, куда ведет нас всех за руку виртуальный большой брат. А он, да, уже ведет.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
*Сервис/сервисы, принадлежащие Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ
Комментарии
Каждый раз убеждаюсь, и уже который раз здесь, на полях форума, пишу, что "Социальные сети - зло".
И каждый раз радуюсь, что не повелся на этот развод.
Хотя, нет, каюсь, был грех - в самом начале Однокласников, создал аккаунт, даже нашел одноклассников - неинтересных тетек и дядек, замороченных семейными и денежными проблемами, а когда посыпались "в друзья" какие-то вообще случайные люди, типа тех, с которыми водку пил в купе, пока ехал в командировку, то убил аккаунт на фиг через месяц.
Ну да, был грех, но один раз - не водолаз!
А нет никакого развода. Любой более-менее крупный форум несёт в себе элементы соц.сети, даже этот форму (banki.ru) обладает элементами соц.сетей и с очень большой натяжкой может быть рассмотрен с данного ракурса. То же относится к другим крупным тематическим форумам. Так же некоторые банки в свои онлайн сервисы или приложения встраивают свои элементы соц.сетей, некоторые привязывают аккаунты, производя всё более и более плотные сети.