Подписки на различные сервисы — на тему музыки, фильмов, еды и даже автомобилей — сегодня стали частью повседневной жизни. Такая модель потребления удобна для клиента: стандартный срок подписки составляет, как правило, один месяц и стоит совсем недорого. Соответственно, покупателю проще сделать выбор между похожими предложениями, так как речь идет о небольшой сумме денег, а впоследствии отказаться от услуги в тот момент, когда она станет не нужна.

Возможность оформить подписку на какой-либо продукт становится серьезным конкурентным преимуществом, и рынку приходится адаптироваться к новым реалиям. Это касается и консервативных отраслей, в частности страхования. Пока такой способ покупки полисов не очень распространен, но постепенно именно это станет одной из основных моделей потребления страховых продуктов. Уже сегодня интерес к ней очевиден: по данным нашей компании, на подписки приходится около 40% онлайн-покупок всех полисов, для которых в целом предусмотрена возможность оформить подписку.

Подписная модель в страховании — это способ оплаты, при котором каждый клиент также имеет возможность активировать страховую защиту на необходимый ему период — один месяц/квартал. Здесь все зависит от условий программ страхования. Помимо этого, такая модель значительно ускоряет ряд процессов, в том числе по автоматическому продлению полиса. То есть «зазора» (периода без страховки) не будет. Из цепочки пролонгации исключается человеческий фактор: «забыл об окончании срока действия полиса», «страховой агент забыл напомнить» и т. д. Система сделает это за вас.

При этом защита должна действовать на весь период, когда клиент делает взносы.

Важное отличие страхования от большинства привычных сервисов, доступ к которым можно получить по подписке, — оно не относится к развлечениям. Это продукт, который фактически является необходимым, хотя в России пока культура добровольного страхования и не очень развита. Например, проникновение добровольного страхования недвижимости составляет не более 10%, хотя при страховом случае именно полис поможет избежать значительных финансовых трат. Мы рассчитываем, что как раз малая стоимость подписки при наборе рисков, который соответствует классическому — годовому — полису, может переломить ситуацию.

Иногда действительно будет уместно выбрать полис сроком действия в несколько месяцев. Например, страхование от травм для ребенка на лето, когда он больше гуляет и меньше находится под присмотром взрослых. Однако я в любом случае рекомендую непрерывную страховую защиту.

Если говорить о случае, когда потребители хотят застраховаться, но считают стоимость годового полиса чувствительной для бюджета, подписка может решить и этот вопрос. Стоимость одного платежа сопоставима с ценой недорогой книги — 250—400 рублей. Все зависит от программы страхования.

Давайте сравним стоимость совершения покупки чего-либо при помощи различных моделей: в кредит, подписка, единоразовый платеж (лицензия на пользование). Например, пользование условной программой «СуперТаблицы» стоит 10 020 рублей в год. И у вас есть три варианта оплаты:

1. Заплатить всю сумму сразу — все 10 020 рублей.

2. Взять в кредит для единоразовой оплаты программы под 10%. Впоследствии придется возвращать деньги кредитору — 11 002 рубля.

3. Или же воспользоваться подпиской и оплачивать по 1 000 рублей в месяц.

В первом варианте вы заплатите единоразово меньше, но для семейного бюджета и психологически легче платить меньшее количество денежных средств. Это очень удобно. Причем если по истечении пяти месяцев вы примете решение, что нет больше необходимости пользоваться программой, то легко можете отменить или не продлевать подписку. Так еще и сэкономите — в данном случае 5 000 рублей (от суммы единоразового платежа).

Подписная модель в страховании на определенный период также дарует возможность не проходить повторно процесс по заполнению документов. Достаточно всего лишь продлить подписку на необходимый период, а данные «подтянутся» в систему автоматически.

Итак, резюмируя все вышесказанное, можем выделить следующие преимущества страховой подписной модели над традиционной:

· Самостоятельное регулирование необходимого срока подписки — клиент сам решает, на сколько ему нужен полис.

· Автоматический контроль пролонгации договоров.

· Дробный платеж (за каждый месяц действия полиса отдельно).

· Удобство использования.

· Дистанционное оформление и пролонгация полиса через сервисы.

· Экономия за счет оформления страховки на нужный период.

По нашей оценке, уже в ближайшем будущем большинство программ рискового страхования перейдут на подписную модель. Этому способствует глобальный процесс цифровизации сервисов, и страхование не исключение. Модернизация модели страхования не за горами. И подписная модель — лишь первый шаг на этом долгом пути.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции