Год назад мы все надеялись, что вызванные коронавирусом ограничения можно будет просто пересидеть. Как учесть ошибки прошлого и подготовиться к возможному локдауну, чтобы пройти его без потерь?

Ошибки «доковидного» мышления

Мы активно работаем с ИП и малыми компаниями, которые берут займы через краудлендинговые платформы. В период локдауна, если кто-то из них просил об отсрочке платежа, мы часто разбирались с каждым конкретным случаем. И вот что мы заметили.

  • Первой и главной ошибкой в прошлом году стало иллюзорное убеждение в том, что коронавирус с нами ненадолго, максимум — на год. По этой причине мало кто стал менять стратегию и модель работы. Те, кто так поступил и не был готов ко второй и третьей волнам пандемии, сейчас испытывают большие проблемы. Нам придется пережить четвертую, пятую, десятую волну. И если хотим выжить и сохранить как минимум текущий уровень доходов и как максимум увеличить их, то должны понять: надо срочно адаптироваться к реальности, а потом начинать использовать новые правила игры.
  • Вторая ошибка стала следствием первой: люди не были готовы к работе на «удаленке». Не были автоматизированы бизнес-процессы, многое было основано на личных контактах. Банальный пример: у некоторых ИП и собственников микро- и малых предприятий отсутствовала электронная цифровая подпись, не говоря уже об онлайн-бухгалтерии, CRM или даже о простых системах управления проектами вроде Slack. Урок простой: срочно перевести все процессы, какие возможно, в онлайн.
  • И третий просчет: надежда на крупного заказчика. Между окончанием работ и поступлением денег на счет от большой компании проходит какое-то время. Этот временной разрыв в «мирные» времена составлял три — шесть месяцев. В «ковидный» год он увеличился до 9—12 месяцев, и некоторые предприятия, привлекавшие займы на краудлендинговых платформах, ушли в просрочку или в дефолт. Так что стоит срочно расширять перечень заказчиков, не брезгуя маленькими суммами контрактов.

  • Правила чекапа

    Нельзя исключать сценария, при котором в зимний период будет закрыто все, кроме продуктовых магазинов и тех, кто торгует товарами первой необходимости. Как к этому подготовиться? Надо спокойно оценить ресурсы, которыми располагает ИП или малое предприятие, по пяти направлениям: кадры, бизнес-модель, финансы, производство и продажи. Разберем каждый из них.

  • Кадры. Предпринимателям стоит определить, какая часть персонала может работать только в офлайне, а кто может перейти на «удаленку». И конечно, перевести процесс управления персоналом в онлайн. Плюс оптимизировать штат — например, бухгалтер ИП с двумя-тремя сотрудниками, как правило, не требуется. Эти задачи можно передать на аутсорсинг.
  • Бизнес-модель. Понимаю, что у всех навяз на зубах совет «переводите бизнес в онлайн», но ничего более эффективного никто пока не придумал. Проблема в том, что многие считают, будто им это не подходит. Но в большинстве случаев это ошибка. Проиллюстрируем на конкретном примере. Одна из компаний, которая привлекает средства на нашей инвестплатформе, занимается мелкооптовой торговлей косметикой для салонов красоты. Ранее все продажи шли только через представителей — это два-три человека, которые просто приходили в салоны и лично договаривались о поставках. Когда все закрыли, фирма быстро перевела торговлю в онлайн. В результате ее финансовое положение только улучшилось.
  • Финансы. Тем, кто чувствует себя уверенно, можем рекомендовать заранее привлечь средства. В условиях инфляции выгодно привлекать заемные средства, создавать запасы и резервы. Через банки это стало делать еще сложнее. В СМИ кредитные организации заявляют о поддержке малого бизнеса, но по факту они только ужесточают условия. Так, изменились требования к заемщикам — в частности, по обеспечению кредита. Ранее компаниям с хорошей кредитной историей требовалось предоставить поручительство руководителя или собственника (или залог движимого имущества, товаров и запасов в обороте). Теперь банки требуют в залог недвижимость и т. п. С ростом инфляции и ключевой ставки Банка России неизбежно вырастут ставки по кредитам в банках. Поэтому мы рекомендуем изучить альтернативные способы финансирования. Линейку возможностей обязательно надо дополнять тем, что предлагают институты поддержки, различные государственные фонды, которые выделяют гранты и субсидии малому бизнесу.
  • Производство. Мы живем в экономке с галопирующей инфляцией, и это надо учитывать при формировании запасов. Если компания уверена, что сырье и материалы будут использованы, то лучше их закупить по текущим ценам — через три месяца они могут быть уже выше.
  • Продажи. Многие малые предприятия выжили благодаря переводу своих продаж на онлайн-платформы типа Wildberries, «Яндекс.Маркет», AliExpress. Выход на маркетплейсы не требует больших затрат — надо всего лишь сделать усилие и потратить некоторое время, разбираясь в механике и организовывая логистику.
  • Кризис заставил всех нас искать новые способы для сохранения бизнеса. Спустя год мы видим, что многие, благодаря трансформации бизнес-модели, смогли справиться с трудностями. Часть предприятий даже извлекла выгоду из ситуации, переведя многие процессы в онлайн. Уверены, что многие войдут во второй локдаун более подготовленными.

    Мнение автора может не совпадать с мнением редакции