Почему Навальный не стал Леша-Один-Процент

Дата публикации: 14.12.2012 00:01
4 939
Время прочтения: 3 минуты

Некоторое время назад появилась информация о том, что два оппозиционера находятся в чудной дружбе. Дружили борец с коррупцией, организатор митингов и фигурант по делу «Кировлеса» Алексей Навальный. И банкир, владелец Национального Резервного Банка Александр Лебедев.

Дружба заключалась в том, что Лебедев собирался выпускать особые банковские карты. Один процент от операций по таким картам переводился бы автоматически в фонд по борьбе с коррупцией Навального. Предполагалось выпустить 40—50 тысяч карт. Цифра не случайно конгруэнтна той, какую фиксировали на митингах оппозиции. Допустим, на митинги приходило в максимуме развития «белого» движения 100 тысяч человек. При этом половина, рассудили авторы идеи, это интересующиеся, пенсионеры, журналисты, сексоты и просто голодранцы. Зато половина — это «Жан-Жак» (не Руссо), айфоны, фейсбуки и прочий гламур. Деньги есть у ребят. Так почему бы не раскрутить их по старой доброй схеме? Купил средство для мытья посуды — помог детям в Зимбабве. Взял курицу у бабы Мани, а не у белоруса — поднял российское село. Как добро должно быть с кулаками, так и патриотизм должен быть с деньгами.

Но не сложилось. Лебедев объяснил это так: дескать, Навальный с коррупцией давно бороться перестал. Он политик, да. Он член координационного совета оппозиции, да или нет? Конечно, да. Но где его новые проекты именно по борьбе с коррупцией? Их нету. А вот власть борьбой с коррупцией озаботилась. Так сказал Лебедев.

Тут у меня сама собой родилась шутка, которую я не преминул запустить на Радио КП, благо эфир прямой, остановить меня было особо некому. Дескать, а почему бы государству не выпустить антикоррупционную карту? На базе «Сбера», например? Купил сосиски — и завалил Скрынник, купил пальто — а замахнулся на Сердюкова. Ну красота же! Но это так, шутка.

Можно, конечно, порассуждать о том, почему Лебедев от идеи открестился. Ну власти надавили, наверное, да. У Лебедева уже были проблемы с властями, проблемы, связанные с его политической позицией. Но дело тут, кажется, все-таки в другом.

Когда на экраны выходит очередной мультик, тут же подтягивается сопутствующая индустрия. Митинги и вольница сладких дней конца 2011 — начала 2012 года тоже ознаменовались ростом здоровой коммерции. Помню, на первом митинге (а мороз как раз стоял лютый по московским меркам) кто-то сказал: «Ну и где наши производители валенок? Взяли бы валенки, рукавицы, шапки, украсили бы белыми лентами…»

На следующем митинге что-то подобное появилось. История с Pussy Riot — это уж вовсе классика жанра. Адвокаты расстарались, чтобы засадить девушек за решетку (тут я высказываю свое личное суждение, оставшееся у меня после процесса), чтобы повысить капитализацию бренда, а потом им сполна воспользоваться.

Бренд «Навальный» при этом оставался недокапитализованным. В моем понимании, ошибка затеи с Лебедевым заключалась в том, что замахнулись на слишком сложный продукт. Надо было ковать железо, пока горячо. Ибо все преходяще, и где завтра митинг был — там костер революции сегодня остыл. Где вчера кусками асфальта в полицию кидались — сегодня пары целуются, и кучи мусора остались. Мода! Нет чтобы минеральную воду «Навальный» замутили. «Вода «Навальный». Из глубин беспокойного сердца». Или ложечки для обуви с портретом вождя: «Вставь режиму!» Ну а банковские карты… сами понимаете. Все просчитать, процедуру перечисления этого процента понять, отчитаться перед регулятором…
Боюсь ошибиться, но мне кажется, что Лебедев как человек здравый (а он человек здравый, потому что банкир и богатый — здесь для меня связка прочная) изначально рассматривал всю затею как пиар его собственного банка. Одно дело, когда пиар-менеджеры рвутся к журналистам и жалостливо впаривают им пресс-релиз в духе «Наша компания поздравила россиян с Новым годом» или «В послании президента я услышал то, о чем писал еще мальчишкой на заборе». Другое дело, когда о тебе пишут много, охотно и совершенно бесплатно.

А вот Навальный, как мне представляется, в самом деле на этот процент рассчитывал. Он понимал, что до одного бывшего премьера ему еще надо подрасти, потому заложил двойной дисконт. Однако же курочка по зернышку. Акцент на мини-процент, как рекламировал себя несколько лет назад один банк.

Не срослось. И не потому, что кровавый режим показал Лебедеву свое задубелое лицо, как написал бы Овидий. А потому, что Лебедь, Рак (ну и Щука тоже, хотя не о ней спич), хоть и были впряжены в одну упряжку, видели свое будущее по-разному.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме