Очень хотелось написать про Сергея Гуриева — какой он хороший экономист и как нам будет без него плохо здесь, практически один на один со Следственным комитетом. Но поймал себя на мысли, что, во-первых, как и известный ученый, главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН Александр Ципко, я не читал ни одной серьезной научной работы Гуриева (что характеризует меня как потребителя экономической литературы не лучшим образом). И потому не могу квалифицированно оценить значимость потери бывшего ректора РЭШ для России. А во-вторых, я еще в детстве не любил отвечать на вопрос учителя хором.
Проблема в том, что после Гуриева (и до начала Международного банковского конгресса в Санкт-Петербурге) информационное поле стало представляться весьма бедным и даже безрадостным. Найти финансовую новость на злобу дня оказалось почти невозможно.
На этом фоне сообщение о том, что премьер-министр подписал постановление, обязавшее все автозаправочные станции установить у себя оборудование для заправки автомобилей газовым топливом, оказалось почти манной небесной. Почему-то ничто не радует нас больше, чем чужое несчастье. Есть еще, правда, чужая глупость, но по ее поводу радоваться совсем грешно.
С другой стороны, что это за несчастье такое — для владельцев АЗС установить новое оборудование? Поди, люди небедные, могут и не такое себе позволить. Да, есть опасения, что для этого половина станций будет разворочена и закрыта, но на то он и рынок — кто первый откроется, тот и соберет сливки. Опять же если «Газпрому» будет хорошо, который пишет, что он наше национальное достояние, — значит, будет хорошо и всем нам. А не только тем 0,2% автовладельцев, которые имеют машины на газовом топливе.
В этой связи подумалось, что лучше бы все автозаправочные станции обязали оснащать банкоматами. Пока их можно встретить только на заправках крупных нефтяных компаний, и то далеко не всех. Станции ВР, как правило, ими оснащены, а, например, «ЛУКОЙЛа» и «Роснефти» — далеко не всегда. Что же до более мелких заправок, то туда даже заезжать не хочется в поисках кэша — ввиду низких шансов. Между тем водителю надо заправляться не только бензином или газом, но и наличностью, которая, как известно, лучший «друг» всех инспекторов. Опять же поиск банкомата в ночном городе, через который ты проезжаешь, — то еще удовольствие. Сам пробовал и вам не советую.
Почему бы в этой связи (то есть в связи с новым постановлением правительства) банкам не пролоббировать еще одно постановление? Конечно, лоббистские возможности сообщества не так велики, как в 90-х годах, когда нефтяные компании были при банках, а не наоборот. Но представляется, что владельцы заправок сильно возражать не будут, принимая во внимание, что расходы возьмут на себя кредитные организации.
Сегодня в России примерно 200 тыс. банкоматов (184 тыс. было, по данным ЦБ, на 2012 год), а автозаправочных станций — 26 тыс. С учетом того, что количество АТМ увеличивается ежегодно на несколько десятков, «обанкоматить» все АЗС можно достаточно легко. Вопрос в том, конечно, насколько выгодно самим банкам ставить банкомат на удаленных АЗС, доставлять туда деньги, ставить защиту от вандалов… Но, мне кажется, это ничуть не менее умно, чем обязанность устанавливать газовое оборудование. И не так опасно для жизни — все-таки баллоны
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции