Любая система включает в себя технический и человеческий аспекты. С точки зрения техники российской банковской системе довольно сильно повезло. Поскольку все банки без исключения у нас молодые (даже те, которые хвастаются более чем 150-летней историей), они пришли на карточный рынок спустя 5—10 лет после того, как он сформировался на Западе и стал массовым. Обкатывать технологии, менять оборудование нашим банкам приходится «на бегу», при этом «банкизация» страны продолжается, филиальная сеть в широком смысле растет. Поэтому можно сказать, что мы пользуемся и самыми новыми банкоматами, и самыми лучшими считывающими устройствами. И, конечно же, лучшими системами безопасности, поскольку паранойя — как в худшем, так и в лучшем ее проявлении — давно стала нашей национальной особенностью.
При этом, замечу, мы не перешагнули черту в развитии карточной инфраструктуры, когда доступность и легкость в обслуживании приводят к утрате всякой бдительности. Довольно ощутимые комиссии за обслуживание в чужих банках заставляют большинство держателей пользоваться только «своими», проверенными банкоматами. Что же касается оплаты покупок в магазинах, то мы до сих пор не в каждой торговой точке (особенно мелкой) можем расплатиться картой. Мы даже уже и не спрашиваем о такой возможности, таская с собой кэш и, соответственно, минимизируя риски компрометации. За границей, кстати, мы почему-то начинаем наличность экономить и при любом удобном случае платим картой, утрачивая благоприобретенную домашнюю привычку…
Человеческий же аспект карточной системы в России тоже представлен в лучшем своем виде, в чем я имел возможность убедиться лично. Буквально на днях, возвращаясь из отделения ВТБ 24 на Никитской улице, я увидел на своем телефоне четыре неотвеченных вызова. Потом позвонили в пятый раз. Оказалось, я оставил на банкомате свой бумажник с карточками, и сотрудник банка настойчиво предлагал мне забрать свое имущество, пока я не отошел слишком далеко. Удивительная оперативность и радение о моей безопасности, учитывая отсутствие в бумажнике визиток. Обычно заявления пишут в заметках другого рода, но я прошу эту колонку тоже считать заявлением на имя М. М. Задорнова с просьбой поощрить столь добросовестных сотрудников.
Учитывая общее радение о безопасности, решение ЦБ обязать российские банки перейти на выпуск исключительно чиповых карт кажется только соответствующим тренду. Еще чуть-чуть прибавить в смысле безопасности, наверное, будет не лишним. Отдельное спасибо за трехлетний срок — не хотелось бы единственную свою карту с магнитной полосой менять в том же авральном режиме, как это было с натуральными 50- и 100-рублевками во времена Валентина Павлова.
Правда, мне кажется, что, поскольку банки и сами повышают безопасность обслуживания карт по мере своих скромных сил, подстегивать этот процесс административно не совсем правильно. Так как то, что делается по принуждению, во-первых, сразу же перекладывается на плечи клиентов (в смысле издержек, которые возрастают многократно), а во-вторых, реализуется довольно топорно. Лучшее здесь — это точно враг хорошего. А, как я уже заметил выше, я считаю, что в России очень хорошая и надежная система оборота и обслуживания платежных карт.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции