«Красный коридор»: в 20 регионах цена ОСАГО взлетит
Коридор возможностей для продавцов ОСАГО расширяется. Станет ли от новых правил регулирования тарифа лучше автомобилистам?
Фото: Донат Сорокин/ТАСС

В январе должно вступить в силу указание Банка России, расширяющее тарифный коридор ОСАГО — максимум и минимум будут отличаться почти вдвое. Банки.ру выяснял, в каких регионах цены будут снижаться, а где они станут максимальными.

Как ожидается, к середине января 2019 года должны вступить в силу новый тарифный коридор и новые правила расчета коэффициента «возраст-стаж». А с апреля еще и новый расчет коэффициента «бонус-малус», учитывающего аварийность. Банки.ру узнал, как участники рынка планируют воспользоваться предоставленными возможностями, в каких регионах будут снижать, а где повышать базовый тариф. Также мы попросили участников рынка оценить влияние на среднюю цену полиса изменений в расчете коэффициентов.

«В регионах из «красной зоны» с большой долей вероятности будет повышенный тариф»

Евгений Уфимцев, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА):

— Наш рейтинг показывает территории, в которых есть предпосылки к тому, что страховщики встанут на нижнюю планку тарифа («зеленая зона»). У Банка России были опасения, что они не будут опускать тарифы, а пойдут через увеличение комиссионного вознаграждения. Поэтому были проведены профилактические действия со страховщиками — они точно будут снижать тариф в ряде регионов.

Так, «РЕСО-Гарантия» четко заявила, что не будет повышать комиссию — оставит на уровне 10% и в 21 регионах уже снижает тариф. В частности, в Москве они стали на нижнюю планку. Дмитрий Раковщик (генеральный директор «РЕСО-Гарантии». — Прим. Банки.ру) так и сказал: «Я в Волгограде встану на верхнюю планку, зато где-нибудь в Омске и Перми буду опускаться вниз».

Есть регионы, где большинство компаний с высокой долей вероятности примет повышенный тариф (первые 20 мест рейтинга РСА — «красная зона»). Они — потенциальные «лидеры», которые стремятся к максимальному тарифу. Некоторые неблагополучные регионы, где администрация и правоохранители ведут активную работу по борьбе с мошенниками, сильно улучшили позиции в рейтинге. В Амурской области, где еще есть старый шлейф, но все отмечают снижение количества убытков, суды по-другому судят, трасологию по-другому отлавливают (подставные ДТП. — Прим. Банки.ру). И доблестные страховщики, которые шарахались от региона, охотнее там работают.

В «красной зоне» по итогам девяти месяцев оказались: Северная Осетия — Алания, Приморский край, Липецкая и Волгоградская области, Карачаево-Черкесская Республика, Новосибирская область, Камчатский край, Республика Ингушетия, Ростовская область, Кабардино-Балкарская Республика, Владимирская и Белгородская области, Республика Хакасия, Красноярский край, Ленинградская и Амурская области, Хабаровский край, Республика Дагестан, Астраханская и Пензенская области.


«Те, кто безответственно ведет себя за рулем и повышают риск ДТП, увидят повышение стоимости ОСАГО»

Владимир Скворцов, гендиректор СК «АльфаСтрахование»:

— Мы видим ситуацию с убыточностью по результатам третьего квартала. Опираясь на наши расчеты убыточности рынка, при расширении тарифного коридора мы можем снизить тарифы для трети водителей. Для половины всех покупателей в стране тарифы останутся на прежнем уровне и в неизменном виде. И лишь небольшая часть, до 15%, те, кто действительно безответственно ведет себя за рулем и повышают риск ДТП, увидят повышение стоимости ОСАГО. После расширения коридора, когда у компаний появится возможность варьировать цены в рамках тарифного коридора, появится реальная конкуренция, сейчас стоимость полисов у разных страховщиков не сильно различается. Когда минимальный и максимальный базовые тарифы будут отличаться почти вдвое, это будет создавать стимулы для потребителей искать более правильную цену. С большой вероятностью это будет означать, что нам придется, возможно, и дальше понижать тарифы. Мы предполагаем, что в результате этого расширения коридора средняя премия на рынке может даже снизиться. Рост конкуренции, плюс введение новых правил расчета коэффициента «бонус-малус» и коэффициента «возраст-стаж», по нашим оценкам, даст 2%, 3%, 5% к снижению средней премии, но в чуть более долгосрочном периоде.

«Компании не будут сразу использовать всю ширину коридора»

Виталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах»:

— Мы планируем снижение тарифов в ряде регионов. На сегодняшний день мы говорим о четырех городах, где тариф будет снижен: Тюмень, Пермь, Санкт-Петербург и Красноярск. Я не думаю, что компании сразу будут использовать всю ширину коридора. Мы планируем начинать с движения в пределах 5—10%. Из-за изменений правил расчета КБМ — если у водителя есть несколько КБМ, будем применять наименьший — средняя премия чуть снизится. Увеличение количества градаций в коэффициенте «возраст-стаж» не должно привести к изменению средней стоимости полиса. По идее, система должна быть сбалансирована: насколько прибыло, настолько же и убыло.

В целом изменения должны спровоцировать конкуренцию между компаниями, а это только на пользу рынку.

«Изменение коэффициента «возраст-стаж» увеличит средний размер премии на 3%»

Пресс-служба «СОГАЗа»:

— Мы планируем снижение по ряду регионов, в частности в Москве и Санкт-Петербурге. Тарифы по верхней границе будут установлены только в регионах с высокой убыточностью. Изменение правил расчета КБМ, как мы ожидаем, приведет к снижению цены в пределах 5%.

По нашим оценкам, изменение коэффициента «возраст-стаж», без влияния других факторов, увеличит средний размер премии не более чем на 3%.

С увеличением стоимости полиса для молодых неопытных водителей возможно увеличение числа тех, кто ездит без полиса, но временно, так как вскоре планируется внедрить автоматическую проверку полисов с помощью дорожных камер.

Не стоит опасаться, что намеченные изменения в тарифообразовании приведут к разбалансировке рынка. Скорее, наоборот, данные изменения позволят применять более персонализированный и справедливый тариф, что стабилизирует рынок.

«Корректировка тарифа возможна в регионах «Единого агента»

Сергей Печников, директор по развитию страхования СК «МАКС»:

— Мы очень аккуратно относимся к вопросу корректировки тарифной политики, принимая во внимание социальную значимость этого вида. Решение о пересмотре тарифов пока не принято, однако для нас очевидна необходимость адресной мягкой корректировки в тех регионах, которые вызывают у нас тревогу по убыточности. В первую очередь речь идет о регионах «Единого агента». На высококонкурентных рынках Центрального и Северо-Западного федеральных округов вряд ли рынок существенно изменит тарифы.

Считаем, что в ближайшее время рынок будет крайне аккуратен в вопросе изменения тарифов, поэтому существенных изменений для рядовых потребителей ждать преждевременно: слишком высока конкуренция.

Изменение тарифов для молодых водителей не будет критичным для потребителя.

«Ни для одного региона нельзя установить минимальный тариф»

Андрей Ковалев, директор департамента андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие»:

— Мы будем снижать тариф, но планируем делать это плавно. Снижение будет не очень большое и коснется только самых хороших с точки зрения убыточности регионов. В настоящее время мы видим, что ни для одного региона нельзя установить минимальный тариф. Он слишком низкий с точки зрения риска. Такой тариф можно устанавливать только для определенного круга клиентов, которые относятся к наименее рисковым. Увы, такая возможность пока не предусмотрена нормативными документами (можно менять только тариф на определенную категорию ТС в определенном регионе). Максимального тарифа следует ожидать в «токсичных» регионах и в некоторых регионах со слишком низким текущим территориальным коэффициентом.

В Москве и Санкт-Петербурге мы пока планируем оставить тарифы на текущем уровне, поскольку другие изменения уменьшат среднюю стоимость полиса. Новые правила расчета КБМ снизят средний тариф примерно на 1%, влияние КВС будет чуть больше — снижение на 2%. Однако для конкретного клиента изменение может быть гораздо больше. Для молодых неопытных водителей увеличение стоимости полиса будет не очень велико. К примеру, сейчас максимальный коэффициент за возраст и стаж равен 1,8, а будет 1,87.

Мы ожидаем, что в целом финансовая стабильность рынка ОСАГО увеличится, но опасаемся демпинга в некоторых сегментах.

«Езда без полиса должна приравниваться к езде без прав»

Петр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки»:

— У крупных компаний есть больше возможностей снижать тариф и демпинговать. Поэтому я ожидаю, что именно топ-10 страхового рынка будет иметь самые привлекательные тарифы в «нетоксичных» регионах. Первыми регионами, которых коснется снижение тарифа, я полагаю, будут Москва и Санкт-Петербург. Здесь наибольшая конкуренция и наименьшие убытки. «Токсичные» регионы будут проходить по верхней границе коридора. При этом средний тариф, судя по расчетам ЦБ, должен остаться на прежнем уровне. Что касается стоимости полиса для каждого конкретного водителя, то для рисковых категорий цена может вырасти, причем значительно. Опытные водители будут платить меньше. С увеличением стоимости полиса для молодых неопытных водителей есть риск, что они просто не будут покупать полис. Именно поэтому мы говорим, что полис ОСАГО должен быть персональным, привязанным к водителю. А езда без полиса должна приравниваться к езде без прав. Эти изменения укладываются в стратегию регулятора, и все страховые компании давно учли это в своей деятельности.

Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru