Своя машина, такси или каршеринг: что дешевле

Дата публикации: 27.12.2022 19:40 Обновлено: 01.04.2024 14:14
29 555
Время прочтения: 8 минут
Своя машина, такси или каршеринг: что дешевле
Автор
Салават Юсупов, специалист по социально-экономическому и лайфстайл-контенту Банки.ру
Салават Юсупов специалист по социально-экономическому и лайфстайл-контенту Банки.ру
Иллюстрация
123rf
Источник
Банки.ру

Содержание статьи

Показать
Скрыть

Разбираем, сколько примерно стоит 1 километр пути на такси, машине и каршеринге, какие плюсы и минусы у каждого вида транспорта и какой вариант самый оптимальный.
 

Затраты на машину

Личный автомобиль — это, во-первых, популярный вид транспорта, а во-вторых, желанный. В России к концу 2023 года на граждан РФ было зарегистрировано порядка 44,47 млн машин. Помимо оперативности своя машина — это чувство собственности и возможность свободного перемещения, говорят автомобилисты.

Однако это недешевый вид транспорта. Основные расходы на машину такие.

Амортизация — снижение стоимости машины из-за износа. Правда, ситуация на рынке складывается таким образом, что даже автомобили с пятилетним пробегом продаются со сравнительно небольшой скидкой. В среднем авто дешевеет с возрастом на 10–18% в год. Однако это не значит, что купленная в 2015 году машина за 1 млн рублей в 2024 году вдруг будет стоить 100 тыс. рублей. 

Автомобильный рынок России непредсказуемый и нестабильный, поэтому вполне возможно, что тот же б/у автомобиль владелец продаст за 1 млн, но новая такая же машина будет стоить уже 2–2,5 млн рублей. 

Имеется в виду, что со временем потраченный 1 млн рублей на покупку авто не будет иметь ту же ценность из-за инфляции, поэтому в долгосрочной перспективе машина однозначно не способ вложения, и амортизацию учитывать в расходах нужно.

Топливо. Самый понятный параметр: чем больше ездите, тем больше тратите. Цены на бензин и дизель, по данным Росстата, с 2021 года стабильно растут на 5–8%. Как правило, рост происходит постепенно, но к концу года расходы на топливо растут как минимум на параметры инфляции.

Техническое обслуживание. Даже если вы безупречно и бережно водите, расходов на ТО не избежать — каждые 10–15 тыс. километров нужно менять масло в двигателе и другие расходники. Чем старше автомобиль, тем значительнее этот параметр влияет на сумму расходов.

Транспортный налог. Как и в случае с имущественным налогом на недвижимость, федеральный центр определяет только базовую налоговую ставку. Подробнее о том, как начисляется налог, в материале Банки.ру.

Штрафы. В 2021 году ГИБДД возбудила 182,9 млн дел о нарушении ПДД, причем 73% из назначенных штрафов — за нарушение скоростного режима. Если разделить это число на общее количество машин (64 млн) в стране, то это в среднем по три штрафа в год на одно авто.

Парковка. Самая дорогая парковка в России — в Москве: от 40 до 450 рублей в час. В Петербурге парковка стоит от 38 до 190 рублей в час. В других регионах стоимость часа парковки, как правило, не превышает 100 рублей.

Страховка. Полис ОСАГО должен быть у всех водителей. Базовый тариф находится в диапазоне от 1 646 до 7 535 рублей, далее прибавляются коэффициенты территории, КБМ, возраста и стажа, мощности автомобиля и так далее.

Мойка. По данным опроса, большинство водителей моют машину несколько раз в месяц, а тратят на это от 200 до 500 рублей за одно посещение.

Для примера расчета расходов на личный транспорт возьмем Volkswagen Polo с механической коробкой передач и мощностью двигателя 90 лошадиных сил. Для удобства расчетов некоторых параметров представим, что машина зарегистрирована в Москве.

 Примерный расход
Стоимость нового автомобиля1,7 млн рублей
Амортизация60–100 тыс. рублей
Топливо36 874, 20 рубля (на 10 тыс. километров пробега, АИ-95, литр 55,87 рубля, расход топлива — 6,6 л/100 км)
Техническое обслуживаниеот 30 тыс. рублей в год
Транспортный налог1 080 рублей в год
Штрафыот 1,5 тыс. рублей в год
Парковкаот 10 тыс. в год
ОСАГОот 7 тыс. рублей в год
Мойкаот 8 тыс. рублей в год

Это примерный расчет. Многие параметры зависят не только от автомобиля, но и самого водителя. В расчете, к примеру, за стоимость ОСАГО взята величина базового тарифа, но в действительности полис будет дороже. На его стоимость влияет возраст страхователя, его водительский стаж, регион. На Банки.ру можно рассчитать условия для вас. Это удобно — сервис показывает индивидуальные предложения от ведущих страховых компаний.

Получается, что с заданными параметрами суммарный расход на автомобиль такого класса в Москве составляет 94,5 тыс. рублей в год. С амортизацией — от 154,5 тыс. до 194,5 тыс. рублей в год. На 10 тыс. километров стоимость 1 километра пути будет составлять 9,45 рубля без амортизации и 19,45 рубля с ней.

К первому году также стоить прибавить стоимость автомобиля. Если машина взята в кредит, то к этой сумме также прибавляется переплата по процентам автокредита. Соответственно, на это же число увеличится и стоимость одного километра пути.

С каждым годом расходы повышаются — из-за естественного износа, инфляции, повышения транспортного налога, стоимости парковки и топлива.

Как экономить на дорогах

Чтобы экономить на топливе и других расходниках для автомобилей, оплачивайте услуги картами с кэшбэком за такие покупки. Вот три такие карты: 

Tinkoff Drive: 10% на АЗС, 5% в категории «Автоуслуги», 5% за оплату штрафов и парковок.

«Газпромнефть» от Газпромбанка: 1,5 балла за 1 литр топлива и 1 балл за каждые 50 рублей, потраченных на АЗС

«Все включено» от Фора Банк: 5% на топливо.

Плюсы и минусы своей машины

К преимуществам своего автомобиля можно отнести:

  • Независимость. На своей машине можно поехать куда угодно и когда угодно.
  • Удобство для семьи, особенно если у вас маленькие дети.
  • Удобство для людей с инвалидностью. Для этой категории водителей свой автомобиль может быть единственным способом перемещаться по городу. Особенно в городах, где инфраструктура общественного транспорта оставляет желать лучшего.
  • Комфорт.

Основной минус своего автомобиля — это, конечно, расходы на его содержание. С учетом инфляции и ситуации на рынке машина становится все менее доступной. Кроме того, машину могут угнать, вы банально можете попасть в аварию — и в том, и в другом случае это чревато большими затратами. Правда, эта ситуация компенсируется полисом каско, в который входит и риск угона.

Принято считать, что на машине много времени тратится на пробки. Однако это нельзя отнести к безусловным недостаткам личного автомобиля. Если на дороге сложная ситуация, в пробке стоят все — и те, кто за рулем своей машины, и те, кто сидит на пассажирском кресле такси. Особенно на маршрутах, где нет выделенных полос для трамваев или автобуса.

Затраты на такси

Такси — это не тот вид транспорта, который можно равнозначно сравнивать с каршерингом и даже личным автомобилем. Более того, сейчас принято считать, что это широкодоступный вид транспорта — автомобили на любой бюджет есть почти во всех российских городах. Но так было не всегда.

Доступным этот транспорт стал после появления агрегаторов — Uber, «Яндекс», «Ситимобил», GetTaxi и других. Захватывая рынок, компании вводили промокоды на бесплатные поездки, снижали цены. Теперь и рынка конкурентного уже нет (осталось, по сути, два федеральных игрока — «Ситимобил» и «Яндекс»), и клиенты уже привыкли пользоваться приложениями, а не «сигналить» на дороге или звонить диспетчерам по телефону. Поэтому цены растут — за последние два года по 12–15%. На это обращала внимание и ФАС.

Одно из самых заметных повышений на цены за последние годы случилось в сентябре 2023 года. Тогда в силу вступили поправки в законодательство, из-за соблюдения которых у перевозчиков появились новые издержки. По итогам года по всей России в среднем цены стали выше на 16%.

Километр пути на такси по России стоит везде по-разному. В Елабуге (меньше 80 тыс. жителей) стоимость минимального заказа составляет 75 рублей на самом дешевом тарифе, а в Москве уже 179 рублей. В эту цену входит 1 километр пути и 3 мин ожидания, далее считается и предполагаемое время в пути, и километраж. В обоих городах — 10 рублей за километр (тарифы «Яндекс Go» 6 февраля 2024 года). 

Итого получается, что те же 10 тыс. километров на такси обойдутся в 320 тыс. рублей, а стоимость 1 километра будет составлять 32 рубля. Это значительно больше годовых затрат на свой автомобиль. Зато эта сумма распределяется равномерно — не нужно сразу платить порядка 1 млн рублей на автомобиль, нет никаких переживаний из-за технического состояния и так далее.

Плюсы и минусы такси

К преимуществам такси можно отнести:

  • Не нужно думать о штрафах, парковке, страховке и так далее.
  • Широкая доступность — в крупных городах машина найдется куда угодно, когда угодно и в любую погоду.
  • Комфорт.

Выбор в пользу такси нужно делать только в том случае, если вы будете пользоваться им нечасто — не больше 4–7 раз в неделю. Второе: поездки не должны быть протяженными. У такси самая большая стоимость 1 километра пути среди всех видов транспорта, поэтому ехать каждый день на работу из пригорода в центр — затратная идея.

Такси — это оперативность и быстрое решение. Если вы часто ездите на расстояния больше, чем 20–30 километров в день, то имеет смысл присмотреться к альтернативным вариантам транспорта.

Затраты на каршеринг

Стоимость аренды автомобиля зависит от выбранной модели оплаты — поминутный тариф, почасовой и посуточный. Это отличает каршеринг от такси в плане затрат — клиенты платят не за пройденный путь, а только за время. В среднем по России стоимость составляет 8–15 рублей за минуту и 2–4 рубля за ожидание.

При идеальных условиях, когда в городе нет пробок, а светофоры не вредничают, за 1 час можно проехать до 50 километров. Получается, что в таких условиях 1 километр обойдется примерно в 18 рублей.

Согласно правилам каршеринговых сервисов, все расходы на оплату штрафов за нарушение ПДД берет на себя водитель, который нарушил правила. Учитывая это и коэффициент дорожной ситуации, увеличим стоимость километра до 21 рубля.

Итого получается, что те же 10 тыс. километров обойдутся на каршеринге в 210 тыс. рублей. Это все еще дороже автомобиля, но дешевле такси.

Как показывают исследования, россияне пользуются каршерингом чаще всего для поездок на короткие расстояния, а средняя стоимость одной поездки в 2022 году составляла порядка 460 рублей.

Плюсы и минусы каршеринга

К преимуществам каршеринга можно отнести:

  • Как и в случае со своей машиной, нет чужого человека в салоне.
  • Не нужно ждать приезда таксиста.
  • Парковка на муниципальных стоянках, как правило, включена в тариф.
  • Большой набор машин — сегодня можно прокатиться на одной модели, а завтра — на другой.

Однако все эти плюсы можно рассматривать и как минусы:

  • Если вы неуверенный водитель, штрафы оплачивать придется вам, а в случае аварии — компенсировать расходы на ремонт.
  • Поблизости может просто не оказаться свободной машины, а ехать на автобусе до ближайшей стоянки — какой в этом смысл?
  • Оставлять арендованное авто можно на ограниченном количестве парковок.
  • Чем выше класс машины, тем дороже тариф.

Что выгоднее — каршеринг, такси или своя машина? Краткий вывод

Приведем сводную таблицу расходов на три рассмотренных вида транспорта:

 Стоимость за километрОбщие расходы (на 10 тыс. километров)
Своя машинаот 9,45 до 15,45 рубляот 94,5 тыс. до 154,5 тыс. рублей в год
Такси32 рубля320 тыс. рублей
Каршеринг21 рубль210 тыс. рублей

Получается, самые дешевые поездки выходят на своем автомобиле, а значительно дороже обойдется такси и каршеринг.

В этом расчете не учтена стоимость автомобиля — это самый большой нюанс, который останавливает людей. Однако эта сумма частично вернется к вам при перепродаже машины, а учитывая реалии рынка, потеряете вы немного.

Если вам нужно часто перемещаться по городу, а из-за покупки машины вы не попадете в долговую яму, то своя машина — приемлемый вариант. Это игра вдолгую: заплатить в первый год придется много, но на отрезке в 2–5 лет машина оказывается выгоднее, чем такси и каршеринг.

И наоборот: если вы ездите на небольшие расстояния и вам комфортно в общественном транспорте, то личный транспорт необязателен. Такси и каршеринга для оперативных поездок будет достаточно.

Отметим, что все расчеты условны. Самый верный и выгодный со всех сторон вариант — адаптировать разные виды транспорта под свои нужды и действовать исходя из ситуации. Многодетным семьям с грудными детьми вряд ли подойдет такси, а те, кто ездит из пригорода в центр на работу, наверняка не станут каждый день выбирать каршеринг или такси.

Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

С.В.
28.12.2022 15:45
<p>
не нужно думать о штрафах, парковке, страховке
Это то как раз не сильно напряжно. А вот об:</p>
<p>- техобслуживании и ремонтах;</p>
<p>- идиотах на дорогах;</p>
<p>- возможных аварий, когда если первые её создали, летям к чертям планы, т.к. понадобится куча времени, чтобы решить проблемы. И то, что сам будешь не виноват, вовсе не отменяет того, что надо тратить на это время, а если авария с плохим исходом (инвалидность или смерть человека из-за ДТП), то всё равно идешь "паровозом";</p>
<p>- запретах на некоторые действия (выпить пиво или что покрепче с друзьями, съесть булочку с маком, принять некоторые лекарства)...<br><br>Реально, если нет необходимости часто ездить куда-то за пределы города, то такси здесь выигрывает по многим параметрам, кроме стоимости 1-й поездки, но не стоимости всего времени владения своим авто, если эти поездки нечастые, а большую часть передвижений можно делать на ОТ.</p>
0

Материалы по теме