Как составить обращение по полису ОСАГО

Дата публикации: 19.04.2024 11:48
1 505
Время прочтения: 7 минут
Как составить обращение по полису ОСАГО

Обращение к страховщику за компенсацией по ОСАГО — одна из самых распространенных практик в страховании, поскольку автогражданка является обязательным видом страхования, а полис ОСАГО должен быть у каждого автомобилиста. Разобрались, как подавать обращение и получать возмещение по полису ОСАГО. 

Как работает ОСАГО 

ОСАГО — это полис страхования автогражданской ответственности. Договор страхует ответственность водителя перед другими автомобилистами и пешеходами. Это значит, что если вы попали в аварию не по своей вине и у всех участников ДТП есть полисы ОСАГО, то затраты на ремонт вам должна компенсировать страховая компания.

Как получить возмещение по ОСАГО

Чтобы получить страховые выплаты по полису ОСАГО, необходимо сначала запротоколировать ДТП. Если повреждения небольшие, никто из людей не пострадал, участников аварии двое, у обоих есть полис ОСАГО и они договорились, кого считать виновником, то это можно сделать без вызова сотрудника ГИБДД — в рамках механизма европротокола. 

Если без серьезного ущерба не обошлось, то сотрудника полиции вызвать все же придется. Он составит протокол и другие необходимые бумаги для страховой. Будет нелишним и самому сфотографировать место ДТП и все повреждения автомобиля.

Порядок обращения по ОСАГО

В случае ДТП постарайтесь зафиксировать на фото или видео все детали ДТП: повреждения самих машин, дорогу, место, где произошла авария. Если необходимо, вызовите сотрудника ГИБДД для составления протокола.

Если в аварии повредились только транспортные средства и у всех водителей есть действующие полисы ОСАГО, водителю необходимо обратиться к своему страховщику. Компания направит машину на ремонт или выплатит денежную компенсацию.

Когда в аварии пострадали люди, требовать возмещение нужно в страховой компании виновника ДТП. Она выплатит компенсацию за ущерб жизни и здоровью, а также выдаст направление на ремонт или деньги на восстановление авто.


Необходимые документы для обращения по ОСАГО
 

Для получения выплаты страховщику необходимо предъявить следующие документы:

  • протокол ГИБДД или извещение, оформленное по европротоколу;
  • паспорт и водительское удостоверение;
  • документы о праве собственности на машину;
  • реквизиты банка, если выплата будет получаться денежными средствами;
  • фото- или видеосъемка на флешке или диске;
  • письменные показания свидетелей ДТП, если они есть.

Если вы оформили аварию по европротоколу, подать заявление страховщику можно через «Госуслуги». В приложении большинства страховщиков также можно загрузить фото или видео. В течение 5 минут в личный кабинет на «Госуслугах» должно прийти уведомление, что страховая компания получила заявление. Затем через 2 рабочих дня страховщик подтвердит, что документов достаточно для рассмотрения дела, или попросит загрузить еще что-то дополнительно.

Срок обращения по ОСАГО

В страховую компанию необходимо обратиться не позднее 5 дней после произошедшего ДТП.

На какой размер компенсации можно рассчитывать по ОСАГО

Лимит возмещения в рамках договора ОСАГО регулируется законодательством. Выплаты за поврежденное имущество — до 400 тыс. руб. Выплаты за вред жизни и здоровью — до 500 тыс. руб. на каждого пострадавшего, в том числе — на пассажиров виновника, кроме самого виновника ДТП. Если вы составляли европротокол и не провели фотофиксацию, компенсация составит не более 100 тысяч рублей. 

Пострадавший не сможет рассчитывать на возмещение вреда имуществу от страховой компании, когда у виновника происшествия нет ОСАГО либо его полис недействительный. В такой ситуации можно компенсировать только вред жизни и здоровью через Российский союз автостраховщиков. 

Кому положена компенсация вреда здоровью по ОСАГО и сколько денег можно получить

Срок рассмотрения обращения по ОСАГО

Обычно страховая компания рассматривает заявление и делает выплаты в срок до 1–2 месяцев. В течение 5 рабочих дней после подачи заявления водителю необходимо представить автомобиль на осмотр. После того как страховая компания получит все необходимые документы, она в течение 20 дней рассмотрит их и выплатит пострадавшему в ДТП деньги или направит машину на ремонт. Если страховщик не уложится в этот срок, то будет обязан заплатить неустойку — 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки.

По результатам осмотра страховщик оценит ущерб. Можно провести и свою экспертизу. Когда страховая компания определит размер компенсации, она направит машину на ремонт или перечислит деньги на ваш счет. 

Что признается страховым событием по ОСАГО

Страховой случай по ОСАГО — нанесение водителем ущерба чужой собственности своим автомобилем. Это может быть как машина, так и ограждение, стена, декор и так далее. Также речь идет об ущербе жизни и здоровью человека — прохожего, другого водителя. ОСАГО не покрывает виновнику ДТП затраты на ремонт его собственной машины. 

Что такое бесконтактное ДТП и покрывается ли оно по ОСАГО

Бесконтактным ДТП называют ситуацию, когда непосредственного взаимодействия между автомобилями участников ДТП не происходит, но из-за их действий или из‑за помехи, созданной одним из них, транспортное средство второго участника получает повреждения или наносит ущерб другим людям. Самый яркий пример: когда один водитель «подрезает» другого или резко тормозит перед другим автомобилем, а следующие за ним не успевают это сделать.

Ответственность водителя за возникновение бесконтактного ДТП также покрывается полисом ОСАГО. Потерпевшей стороне после такого ДТП придется обращаться за компенсацией в страховую виновника, но только в том случае, если виновник установлен.

Кто обращается в страховую при ДТП: виновник или потерпевший

Обращаться к страховщику нужно как виновнику ДТП, так и потерпевшему. Виновник должен обратиться в свою страховую и сообщить, что произошло ДТП, в котором он виноват. 

Куда обращаться потерпевшему, зависит от ситуации: если ДТП подходит под условия прямого возмещения убытков (никто из участников не пострадал и у всех сторон есть полисы ОСАГО), потерпевшему нужно обращаться в свою страховую. Если ДТП не подходит под условия прямого возмещения, за компенсацией ущерба придется обращаться к виновнику (в том числе через суд) или к его страховой компании. 

Когда обращаться в страховую компанию после ДТП

Потерпевшему и виновнику нужно сообщить страховой компании о случившейся аварии при первой возможности, но не позднее 5 рабочих дней с момента аварии. Ремонтировать машину в это время нельзя.

Как заявить о страховом событии

Большинство страховых компаний предлагают оформить ДТП в своем приложении онлайн: там можно не только прикрепить необходимые документы, но и сделать фото и видео повреждений.  

С 2025 года страховые случаи по автогражданке можно будет урегулировать полностью онлайн. Уже сейчас можно оформлять заявления о ДТП через «Госуслуги» — на портале gosuslugi.ru и в приложении «Госуслуги Авто».

В каких случаях нужно сначала вызывать ГИБДД

Сотрудников ГИБДД необходимо вызвать, если в аварии пострадали люди или если был причинен большой ущерб автомобилю (сработали подушки безопасности, вытекают технические жидкости, автомобиль не заводится или не может передвигаться своим ходом) или имуществу (повреждены элементы дороги и другое имущество, например, фонарный столб или дорожное ограждение).

Также без них не обойтись, если в ДТП участвовало более двух автомобилей или участники аварии не могут самостоятельно определить ее виновника.

Сотрудник полиции понадобится, если ДТП произошло без физического контакта между машинами, например, виновник выехал на встречную полосу, а потерпевший, уходя от столкновения, врезался в дерево.

Что делать при ДТП: помощь пострадавшим и оформление документов

«Я хочу, чтобы машину починили. Может ли страховщик, несмотря на это, вместо ремонта выплатить деньги?»

Страховщик может выплатить компенсацию деньгами, если понимает, что ее партнерские СТО не могут выполнить ремонт в соответствии со всеми необходимыми условиями. Это жестко регулирует законодательство и Банк России. Среди условий, например, направление новых автомобилей к официальным дилерам.

К тому же СТО должны уложиться в срок ремонта в 30 дней, что в нынешний реалиях не всегда возможно из-за нехватки новых или оригинальных деталей. В такой ситуации страховая компания может заменить ремонт на СТО денежной компенсацией.

Иногда при оценке ущерба выясняется, что ОСАГО не покрывает всю стоимость ремонта. В таком случае водитель может сам договориться с автосервисом о доплате или сразу сказать страховщику о возмещении деньгами.

Можно ли выбрать автосервис самому

Страховщик должен предоставить автомобилисту список СТО в радиусе 50 км от его дома или места аварии. Клиент может выбрать любую компанию из списка. Также клиент может выбрать СТО сразу при покупке полиса.

Если же клиент хочет отремонтировать авто в другом автосервисе, то нужно получить письменное согласие страховой компании. Страховщик должен принять решение в течение 30 дней — выдать направление на ремонт или все же выплатить компенсацию деньгами.

Что делать, если качество ремонта по ОСАГО не устраивает

Если ремонт не устраивает, то существует гарантийный срок на ремонт, в течение которого можно вновь отремонтировать машину. Минимальный гарантийный срок на ремонт — 6 месяцев, на кузовные и лакокрасочные работы — год.

Во время действия гарантии вы можете написать страховщику заявление с требованием исправить недостатки. Эксперт страховой компании обязан осмотреть автомобиль в течение 5 дней и, если информация о дефектах подтвердится, снова направить вас на ремонт.

На этом этапе также можно попросить возместить ущерб деньгами и самостоятельно найти сервис для ремонта.

Теги: Все об ОСАГО
Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Материалы по теме