«Мне позвонили с номера 900 и представились Сбером». Рассказываем, как отличить мошенников от сотрудников банка

Дата публикации: 11.06.2025 12:00 Обновлено: 12.06.2025 12:12
10 363
Время прочтения: 4 минуты
«Мне позвонили с номера 900 и представились Сбером». Рассказываем, как отличить мошенников от сотрудников банка

Содержание статьи

Показать
Скрыть

Некоторые банки используют для связи с клиентами короткие номера. В Сбере это 900, в ВТБ — 1000, в Газпромбанке — 400 и так далее. С этих номеров поступают СМС об операциях и другие важные уведомления, также по ним клиент сам может обратиться в банк. Бывает, что и банки звонят клиентам с короткого номера, например, с предложением оформить кредит. 

А могут ли мошенники подделать номер телефона банка? Разберемся на примере Сбера. 

Могут ли мошенники подделать официальный номер телефона банка

Звонок с официального номера телефона банка повышает доверие человека. Этим пользуются мошенники. Злоумышленники используют номера, максимально похожие на номера горячих линий финансовых организаций. По словам эксперта проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф» Марии Иваткиной, достигается это двумя способами:

  • Подбором в общедоступных базах незанятых номеров, схожих с банковскими горячими линиями. Короткий номер таким образом не подделать, а вот длинный, начинающийся с 8-800 или 8-495, вполне — клиент может не заметить отличие в одной-двух цифрах.
  • Применением технологий IP-телефонии, позволяющих произвольно подменять идентификатор вызывающего абонента (Caller ID).

«Чтобы подделать телефонный номер, мошенники используют специальные программы и сервисы, с помощью которых на экране телефона жертвы во время звонка можно отобразить любые цифры или символы», — говорит аналитик-эксперт Банки.ру Эряния Бочкина. 

Сотовые операторы обязаны блокировать звонки с подменных номеров. Для этого используются антифродовые программы. Кроме того, с 2023 года работает созданная Роскомнадзором информационная система «Антифрод», которая помогает операторам выявлять и останавливать вызовы с таких номеров, добавляет Бочкина. «Антифрод» обрабатывает все данные о звонке, в том числе: 

  • о номере и уникальном коде идентификации звонящего абонента и того, кому поступает вызов;
  • о дополнительных номерах, используемых при переадресации соединения;
  • о соединении с подменного номера. 

«Однако, чтобы можно было заблокировать все звонки с подменных номеров, к системе должны присоединиться все российские операторы. Кроме того, мошенники могут звонить из-за рубежа и подменять номер через иностранных операторов связи», — добавляет Бочкина. Таким образом, злоумышленники с помощью подменного номера действительно могут позвонить от лица банка.

Обратите внимание! Мошенники также используют подмену номера при звонках через мессенджеры, где можно назваться любым именем, в том числе цифрами, например 900, предупреждает Бочкина. Неискушенному человеку может показаться, что ему звонят из банка. На самом же деле банки никогда не связываются со своими клиентами через мессенджеры. 

Тест Банки.Ру

На чем вы экономите в 2025 году

Предлагаем пройти опрос.

Как понять, кто звонит — мошенник или сотрудник банка

Понять это довольно просто — по информации, которую сообщит и попросит собеседник. Как рассказали Банки.ру в пресс-службе Сбера, сотрудник банка может позвонить клиенту по следующим вопросам:

  • уточнение информации по заявленной клиентом проблеме;
  • специальное предложение по продуктам банка (например, кредит, вклад, увеличение лимита по кредитной карте);
  • уточнение информации о погашении кредита;
  • консультация по сделке с недвижимостью.

Кроме того, банк может связаться с клиентом, чтобы убедиться в сохранности его средств. Если финансовая организация обнаружит признаки мошенничества при переводе средств, она обязана связаться с клиентом и попросить подтвердить добровольность операции.

«Если мы зафиксируем подозрительные операции по вашим картам или счетам, мы направим сообщение с предложением позвонить на номер 900», — отмечают в Сбере. 

Банки теперь обязаны отслеживать все переводы клиентов. Рассказываем, какие платежи попадают под блокировку

«Чтобы убедиться, что собеседник — это действительно клиент банка и держатель карты, сотрудник может попросить вспомнить последние операции по карте, назвать последние четыре цифры номера карты или кодовое слово», — перечисляет Бочкина. Однако такое, как правило, бывает, когда клиент сам звонит на горячую линию банка. В этом случае сотрудник кол-центра также может попросить назвать паспортные данные. 

Важно! Ни Сбербанк, ни любой другой банк никогда не спросит у своего клиента логин и пароль для входа в личный кабинет онлайн-банка, код из СМС-сообщения, ПИН-код карты, код безопасности CVC. Эта информация конфиденциальна, и знать ее должен только владелец карты. Эти данные и запрашивают злоумышленники, так как с их помощью мошенники могут похитить деньги. 

Телефонные мошенники используют самые разные схемы. «Например, от лица банка они могут попросить подтвердить операцию: "Вы сегодня совершали перевод в магазин такой-то на 50 000 рублей?". 

Злоумышленники также могут заявить о том, что зафиксирована подозрительная активность по карте, и рекомендовать ее блокировку.

Бывают и довольно экзотические варианты. Например, сейчас появилась схема, при которой мошенники звонят пенсионерам и сообщают, что, оказывается, им несколько лет не доплачивали пенсию. 

Еще один распространенный случай — звонки из “Почты России” с просьбой либо забрать посылку, либо увеличить срок ее хранения. Все эти случаи объединяет общая цель: завладеть личной информацией», — объясняет Иваткина. 

Если вас под любым предлогом просят назвать конфиденциальные данные, перевести деньги на безопасный счет, установить какое-либо приложение, повесьте трубку и перезвоните в свой банк. Важно! Нельзя перезванивать по тому же номеру, по которому поступил звонок, введите телефон горячей линии банка вручную. 

Если же вы назовете посторонним пароль от личного кабинета онлайн-банка, код из СМС, данные карты или выполните другие их требования, в результате чего мошенники похитят ваши деньги, банк их не вернет!

 

Топ 3 дебетовых карт
Теги: Как не стать жертвой мошенников, Все о дебетовых картах 2025
Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме


Все продукты