Российский банковский сектор за 2021 год увеличил расходы на рекламу на 48,7% по отношению к 2020 году — 95,8 млрд против 64,4 млрд рублей, свидетельствуют расчеты аналитического центра Банки.ру. Такой рост во многом объясняется восстановлением расходов, сокращенных в периоды наиболее сильных локдаунов 2020 года.
Почти аналогичный рост показали рекламные расходы в октябре — декабре прошлого года — 44%. Но для IV квартала любого года характерен высокий уровень трат на рекламу из-за рекламных предпраздничных акций.
Аналитический Центр Банки.ру
Всего ненулевая сумма по статье «реклама» зафиксирована в 2021 году у 294 банков, раскрывающих отчетность в полном объеме. Общая доля десяти банков с наиболее высокими расходами на рекламу в 2021 году в общей сумме таких расходов составила 82,2%. Годом ранее эта доля составляла 78,7%.
Несмотря на более чем двукратный рост рекламных расходов Тинькофф Банка в год собственного 15-летия, ему не удалось догнать ВТБ по этому показателю (17 млрд против 22,5 млрд рублей). Хотя по итогам девяти месяцев 2021 года «Тинькофф» был впереди. Отметим, что доля рекламных расходов в общей сумме расходов банка увеличилась за прошедший год с 1,2% до 2,5%.
Второй по динамике роста рекламных расходов Совкомбанк (рост на 2,5 млрд рублей, или на 129,4%). Правда, по объему этих расходов банк занимает только шестое место в 2021 году.
Второе и третье место заняли крупнейшие госбанки — ВТБ и СберБанк, увеличившие свои рекламные расходы на 32,4% и 81,7% соответственно. В десятке крупнейших еще один банк группы ВТБ — Почта Банк, нарастивший свои расходы на рекламу на 943,4 млн рублей, или на 58,6% относительно аналогичных расходов 2020 года. Доля рекламы в общем объеме расходов Почта Банка выросла с 0,8% до 1,2%. Разумеется, наименьшую долю трат на рекламу в совокупных расходах показывают крупнейшие банки — «Сбер» и ВТБ, а также Альфа-Банк с долей чуть выше 0,1%.
По расходам на рекламу только за IV квартал 2021 года ВТБ оказался первым с еще большим отрывом, потратив за три месяца почти 13,3 млрд рублей. Рекламные расходы двух других лидеров таблицы за этот период составили 6,4 млрд и 5,1 млрд рублей соответственно. В IV квартале 2020 года эти цифры были ниже на 72% и 88%, у ВТБ — на 52%.
Всего за последние три месяца 2021 года российские банки потратили на рекламу 43,5 млрд рублей, более 85% из которых обеспечили десять банков с наиболее высокими расходами на рекламу.
Расходы на рекламу раскрываются в ежеквартально публикуемом отчете о финансовых результатах (форма 0409102).
Вадим ТИХОНОВ, аналитический центр Банки.ру