ВЭБ не отдает EADS

Дата публикации: 15.07.2010 11:09 Обновлено: 15.07.2010 11:10
2 302
Время прочтения: 3 минуты
Источник
Ведомости
Темы

Российским самолетостроителям не удастся поучаствовать в управлении мировым гигантом EADS. ВЭБ отказался передать ОАК 5%-ный пакет компании, контролирующей Airbus.

Мы его купили и почему мы его должны передавать кому-то?«— недоумевал вчера председатель ВЭБа Владимир Дмитриев, говоря о 5%-ном пакете акций EADS (цитата по «Интерфаксу»). О решении оставить пакет себе банк уведомил Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), объяснил «Ведомостям» ее представитель.

Россия стала совладелицей EADS весной 2006 г. Бумаги скупал на рынке ВТБ: EADS тогда потряс глубокий кризис, буксовали программы A-350 и суперлайнера A-380. ВТБ воспользовался почти 40%-ным снижением котировок EADS и к сентябрю собрал 5,02% ее акций, потратив около 1 млрд евро. Россия хочет участвовать в управлении EADS и — если потребуется — готова собрать до 25%, заявлял помощник президента России Сергей Приходько. Реакция Европы (и особенно основателей EADS — Германии и Франции) была неоднозначной. Европейцы думают, что Россия «может накопить пакет [EADS], а потом использовать его для того, чтобы разрушить изнутри саму компанию», признавал тогдашний президент России Владимир Путин после встречи с президентом Франции Жаком Шираком и германским канцлером Ангелой Меркель.

Чуть позже в России была создана ОАК. Российские чиновники заговорили о том, что пакет EADS нужно передать ей — для укрепления будущего партнерства авиастроителей. К тому моменту EADS еще подешевела, и ВТБ в декабре 2006 г. продал долю в ней государственному ВЭБу, выручив 995 млн евро. Но план оставался прежним: позднее ВЭБ должен был продать акции EADS ОАК.

В марте этого года было определено, как ОАК будет рассчитываться за бумаги. Часть акций она должна была получить в обмен на 27,8%-ную долю в лизинговой компании «Ильюшин финанс» (ИФК), писал вице-премьер Сергей Иванов премьеру Путину. Тогда ВЭБ собирался консолидировать 75% ИФК, выкупив еще 25,8% акций у Александра Лебедева (21,4% ИФК ВЭБ уже контролировал). Какой пакет EADS будет оплачен бумагами ИФК, не уточнялось. По оценкам аналитиков, тогда названной доли хватило бы на 2% акций гиганта.

Но долю Лебедева в ИФК ВЭБ так и не выкупил. Банк не ведет переговоры и о доле ОАК в лизинговой компании, говорит представитель корпорации.

А вчера Дмитриев объявил, что и переговоры по передаче акций EADS прекращены. Все операции для ВЭБа должны быть безубыточными, отметил он, а сейчас стоимость этого пакета составляет лишь 70% от суммы, заплаченной за него банком (вчера 5,02% EADS стоили 710 млн евро). Что ВЭБ будет делать с пакетом, Дмитриев не уточнил, а представитель банка от комментариев отказался.

Ждать роста котировок до нужного уровня ВЭБу придется дольше года, считает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова: самолетостроительная отрасль только начала восстанавливаться. Но в конечном счете пакет будет продан, уверена она: актив для ВЭБа непрофильный. Будет ли ОАК к этому моменту претендовать на актив, представитель корпорации не говорит. Но платить за бумаги деньгами ОАК не будет, уверяет он: рассматриваются только варианты обмена доли на акции корпорации или ее активы. Представитель EADS от комментариев отказался.

Поговорят о самолетах

Сегодня президент ОАК Алексей Федоров и гендиректор Airbus Том Эндерс встретятся на российско-германском форуме в Екатеринбурге. Присутствие обоих подтвердили представители компаний. Подписание каких-либо соглашений не запланировано, отметили они.

EADS

Авиастроительный концерн
Активы: по 100% Airbus (производит самолеты), Eurocopter (вертолеты), EADS Astrium (спутники), 47% Dassault (истребители), 40% MBDA (ракеты).
Капитализация — 14,14 млрд евро.
выручка (2009 г.) — 42,8 млрд евро.
убыток — 0,8 млрд евро.

Алиса ФИАЛКО, Елена МАЗНЕВА

Читать в Telegram
telegram icon

Материалы по теме