• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Обзор прессы

Банк индивидуального пользования

Мониторинг банковской прессы
Дата публикации: 26.11.2012 01:33
1 976
Время прочтения: 7 минут
Источник
Деньги
​

Банковские отделения «для всех и всего» умрут, уверен президент финансовой группы «Лайф» Сергей Леонтьев. Оставшимся придется на чем-то сфокусироваться и ответить на вопрос, какую роль в их отделениях занимают технологии, а какую — люди.

Как давно вы были в «Макдоналдсе»? А в ресторанах Ginza Project? А в «Пушкине» и «Турандот»? Это хорошие рестораны? Все банки на российском рынке сейчас пытаются и на уровне бренда, и на уровне дистрибуции сформулировать и реализовать единственно правильное решение. Проводя аналогию с рестораном, впихнуть в меню и фастфуд, и все кухни мира, и молекулярные эксперименты и продавать их в местах, где всего понемногу: и кожаных oldfashion-диванов, и прозрачного пластика от Филиппа Старка, и икеевских столов для еды стоя. Вы пойдете в такой ресторан? Или все-таки выберете лучшее решение отдельно для каждой ситуации, в которую попадаете, и каждой потребности, которую испытываете?

Недавно Эрик Шмидт и Ларри Пейдж назвали текущий этап в экономике эрой зубных щеток. Вы должны оказывать клиенту одну услугу, оказывать ее лучше всех, быть незаменимым — и вами должны пользоваться каждый день. Иностранные банки уже столкнулись с необходимостью выбрать одну из моделей дистрибуции, искать свою формулу «зубной банковской щетки». Я бы выделил шесть трендов в развитии банковской розницы.

Отделение в центре вселенной. Экстенсивный рост за счет новых клиентов и «легких» продуктов (cash- и POS-кредиты, автокредиты, трансакционный бизнес, депозиты) рано или поздно заканчивается, и банкам необходимо повышать уровень вторичных продаж (cross-sell, up-sell) за счет «тяжелых» продуктов (ипотека, интернет-банк, мобильный банк, брокеридж и ПИФы). Их развитие немыслимо без неторопливого и качественного консультирования клиентов. Но отделения в России заточены на то, чтобы как можно быстрее клиентов обслуживать и не создавать очередей. Ряд иностранных банков, например датский Jyske Bank, британский Metro Bank, сингапурский Frank Bank, за счет предоставления больших зон для консультирования и тестирования продуктов смогли выделиться в восприятии клиентов и повысить уровень «тяжелых» продаж.

Отделение как точка консультаций и образования. Другим трендом является разделение банков на флагманские представительства (консультации и обучение), которые становятся основой отношений с клиентами, и «легкую» сеть (мобильные кубы, банкоматы, видеокиоски). Классический пример — итальянский CheBanca! («Что за банк!»). Там несколько лет назад заметили, что развитие интернет-банка и мобильного банка (которые позволяют сокращать расходы на персонал и проведение операций, а также на вторичные продажи) предопределено не столько их качеством, сколько тем, что клиентов никто не учит ими пользоваться.

CheBanca! строит фантастически красивые и технологичные отделения, которые привлекают потенциальных клиентов и вызывают спонтанное желание войти внутрь. В них хочется научиться новым технологиям, узнать о новых продуктах — и подольше там оставаться. Клиент всему, что нужно банку, обучается — а дальше совершает все операции самостоятельно, из дома. Банк выигрывает конкуренцию за первый контакт и мало тратит на последующее обслуживание.

Отделение в сетях партнеров. Формат, который с успехом демонстрирует в Великобритании Tesco, а в России — банк «Русский стандарт», до сих пор актуален в мире: банковская сеть паразитирует на развитых торговых сетях крупных ритейлеров. Другое дело, что обычно такие совместные проекты поглощаются более сильным партнером в этом союзе (самим ритейлером) либо банк быстро получает большое количество конкурентов и снижение маржи.

С интересом можно ожидать в России таких проектов, как создание банка на основе «Почты России». О нем давно ничего не слышно, но иностранный опыт, например новозеландского Kiwi Bank, показывает, что такие решения могут быть инновационными и эффективными.

Без отделений. В потреблении все большую роль играет поколение Y, которое выросло вместе с интернетом, мобильными телефонами и планшетами. Ряд банков развиваются вообще без отделений, например Jibun Bank (Персональный банк, Япония), Zuno Bank (Австрия, Чехия, Словакия), Simple Bank (США). В России такую модель реализовал ТКС-банк. Впрочем, после быстрого экстенсивного старта такие проекты сталкиваются с тем, что подход быстро копируется, а затем им все же приходится строить отделения (как в случае с Zuno), с тем чтобы материализовать бренд и точку отношений с клиентами.

Мультиканальная дистрибуция. Ряд зарубежных банков, например голландский Rabobank, продолжают успешно развивать все каналы дистрибуции и полноформатные классические офисы. Но тут успех зависит от качественного скачка — мультиканальная дистрибуция немыслима без развития высококлассной CRM-системы. Все элементы дистрибуции взаимосвязаны онлайн. Вы можете начать общаться с банком по телефону, продолжить заполнять заявку в офисе в интернете, а закончить на улице в банкомате. Так эффективно обслуживать клиента сразу по всем вопросам и позволять ему легко мигрировать из одного канала в другой не умеет ни один российский банк.

Отделение — точка дифференциации. Люди постепенно насыщаются просто потреблением финансовых услуг в банках: не развиваясь и не дифференцируясь, последние становятся похожи друг на друга. Ряд банков выстраивают вокруг своих отделений полный цикл лайфстайла клиентов, а не только финансовую часть. С этим экспериментирует много иностранных банков, но массовой успешной реализацией отличился пока только американский Umpqua Bank — его еще называют «Starbucks в банкинге», потому что он реализовал концепцию «третьего места» для клиентов. Они часто приходят в банк просто выпить кофе или посидеть в интернете, назначают там свидания, клиенты малого и среднего бизнеса выкладывают в таких отделениях свои товары и проводят друг для друга семинары и выставки, молодые группы устраивают концерты.

Не так давно Economist Intelligence Unit (EIU) представил большое исследование «Ритейл-2022», где обозначил пять основных трендов развития розничной торговли в мире. Помимо двух макроэкономических трендов, связанных с тем, что крупнейшим рынком станет Китай, а Африка наконец раскроет свой потенциал, выделены еще три. Банковский рынок перейдет в онлайн, традиционные торговые форматы нанесут ответный удар развитием шоу-румов, а классические гипермаркеты «для всех» будут уходить в прошлое. «Зубные щетки» наступают — дифференцируйся или умри!

Как изменится банковский ритейл?

Евгений Данкевич, председатель правления банка «Открытие»:

— Будущее банковского ритейла зависит не только от развития технологий, но и от состояния законодательства. Сейчас, например, закон не позволяет открывать счета новым клиентам дистанционно. Трудно сказать, что будет через три или пять лет. Но я не думаю, что универсальным банкам разумно выбирать для себя какую-то единственную модель дистрибуции. Возможно, это имеет смысл для относительно небольших банков, как, например, банк «Тинькофф»: им проще сконцентрировать усилия и бить в одну точку. Но для крупного финансового института, скажем, такого, как Альфа-банк, занимающего значительную долю рынка, не говоря уже о Сбербанке, отказ от любой из успешно работающих моделей означает сознательное уменьшение бизнеса. Потому эти банки и универсальны.

Эльман Мехтиев, член правления ДжиИ Мани Банка:

— Когда на рынке в большей степени доминируют госбанки, желающим выжить и остаться в банковском деле специализация необходима как воздух. Нельзя заниматься всем и понемногу, нужно быть экспертом в том, что ты делаешь, чтобы, с одной стороны, потребитель смог оценить тебя, а с другой — не приходилось тратить усилия на то, что ты не можешь делать на превосходном уровне. Вопрос не в том, нужны или нет отделения банкам, а в том, какими будут клиенты. Несмотря на развитие технологий, всегда были, есть и будут клиенты, которым необходимо посетить отделение банка хотя бы самый первый раз. И это не зависит от уровня образования и дохода. Да и тем клиентам, которым нужны удаленные каналы обслуживания, в конечном счете необходимы не технологии, а обслуживание. И поэтому конкуренция на рынке, если она останется, будет связана не с наличием отделений, а с уровнем сервиса во всех каналах работы с клиентами.

Андрей Степаненко, зампредседателя правления Райффайзенбанка:

— Российские универсальные банки сейчас вряд ли заинтересованы в переходе на одну модель дистрибуции. В первую очередь это связано с тем, что по числу отделений наши банки обладают значительным потенциалом роста — рынок еще не насыщен. Например, сейчас в Европе на 1 млн человек приходится 467 отделений, тогда как в России — всего 246.

По нашим оценкам, количество банковских отделений в России может увеличиться примерно вдвое, при этом темп роста составит 4—7% в год. Бурного роста числа банковских отделений ожидать не стоит. Дело в том, что увеличивается доля клиентов, пользующихся дистанционными каналами обслуживания. Таким образом, сейчас банкам следует совершенствовать обслуживание в отделениях (заботиться не только о количестве офисов, но и о качестве обслуживания клиентов в них и компетентности сотрудников), а также расширять функционал альтернативных каналов обслуживания.

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

«Вышла на пару часов поработать на больничном — в итоге осталась без пособия»
«Вышла на пару часов поработать на больничном — в итоге осталась без пособия»
29.05.2025
6777
Тест: мошенники или «Госуслуги» — сможете ли вы распознать фальшивое сообщение?
Тест: мошенники или «Госуслуги» — сможете ли вы распознать фальшивое сообщение?
29.05.2025
2474
«Попала в ДТП на арендованной машине»: как быть, если выставили счет за ущерб
«Попала в ДТП на арендованной машине»: как быть, если выставили счет за ущерб
28.05.2025
2322
Тест: что можно и нельзя брать с собой в ручную кладь в 2025 году
Тест: что можно и нельзя брать с собой в ручную кладь в 2025 году
28.05.2025
3959
«Мне сказали, что положена доплата за 40 лет стажа. Где мои деньги?»
«Мне сказали, что положена доплата за 40 лет стажа. Где мои деньги?»
27.05.2025
5339
Тест: умеете ли вы экономить на авиаперелетах?
Тест: умеете ли вы экономить на авиаперелетах?
26.05.2025
2910
Тест: как понять, что вместо вклада вам пытаются продать другой финансовый продукт
Тест: как понять, что вместо вклада вам пытаются продать другой финансовый продукт
25.05.2025
7343
Отпуск-2025: угадайте цены и проверьте свой туристический бюджет
Отпуск-2025: угадайте цены и проверьте свой туристический бюджет
24.05.2025
4181
«Выкупили купе, а попутчик все равно появился: законно ли это и что делать?»
«Выкупили купе, а попутчик все равно появился: законно ли это и что делать?»
22.05.2025
91550
Рейс отменили или задержали: как вернуть деньги за билеты в полном объеме в 2025 году
Рейс отменили или задержали: как вернуть деньги за билеты в полном объеме в 2025 году
22.05.2025
7354

Материалы по теме

Оператор лотерей сыграет в автолизинг
Инвесторы бьются за металл
Siri – находка для вора
Мессенджер вместо банка

Главная Новости Обзор прессы Банк индивидуального пользования
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+