Форум
[ Закрыто ]

Интернет-банкинг: общие сведения

базовый FAQ для частных лиц

  • 1
Этот раздел предназначен для клиентов-физических лиц, может быть полезен тем, кто плохо знаком или пока не знаком совсем с системой "Интернет-банк". Материал может быть также интересен и полезен как обзорный.

В будущем планируются апдейты и продолжения и более подробные описания конкретных основных представленных для физических лиц на рынке систем.

Пока же выкладываю общий обзор систем интернет-банкинга, состоящий из подразделов (для избирательного чтения можно проходить по ссылкам, они открываются в новом окне):

Что такое "Интернет-банк"?
Чем отличаются системы "Интернет-банк" и "Банк-клиент"?
Функциональные возможности Интернет-банка
Как работать с интернет-банком? Нужны ли специальные навыки?
История интернет-банкинга
Чем для клиента выгоден интернет-банк?
Безопасность системы
Бонусы и дополнительные возможности
Динамика и перспективы развития
Рейтинг качества используемых систем интернет-банкинга для физлиц (данные CNews Analytics)

При подготовке материала использована информация из различных источников:
Интернет-издание о высоких технологиях,
Коммерсантъ
Ведомости
Интернет-финансы и др.

При описании систем реального времени, в частности когда употребляются слова "в данный момент", "сегодня" и т.п. подразумевается актуальность ~лето-осень 2007г.

Буду благодарна за сообщения о замеченных неточностях на dbo@banki.ru smile:)
 
Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) представляет собой различные варианты предоставления банковских услуг и управления своими счетами вне офиса банка: Телефон-банк, Банк-клиент, Интернет-банк, WAP-банкинг, SMS-обслуживание и пр.

В России в данный момент услуги ДБО пока внедряются в основном посредством пакетных предложений или буклетной рекламы - как дополнительные. При этом этот сегмент достаточно активно развивается и эксперты прогнозируют, по мере введения различных онлайновых услуг, увеличение клиентской базы к концу 2007 года на 30-40% (прежде всего в связи с ростом аудитории интернета). Большинство крупных банков все активнее начинают продвигать этот вид сервиса. И если раньше он распространялся преимущественно на корпоративный сектор, сегодня в фокусе – частные лица.
 
Что такое Интернет-банк?

Интернет-банк - это система удаленного доступа к управлению своими счетами через интернет прямо на сайте банка. Это виртуальное общение с банком, через сайт в интерактивном режиме.
Для работы в ней необходимо подключить эту услугу в офисе банка или по телефону (к примеру, Альфа-банк подключает своих клиентов к системе без посещения банка) и наличие компьютера с выходом в интернет через совместимый браузер (популярный браузер Internet Explorer не самых старых версий этому условию удовлетворяет заведомо). Управление счетом возможно из любой точки мира, с любого компьютера, подключенного к Интернет. Подключение и обслуживание в этих системах, как правило, бесплатное. Клиент оплачивает только стандартные банковские комиссии за проведение платежей. И то не всегда. Обычно оплата связи и коммунальных платежей через интернет бесплатна. И часто снижены сами комиссии за перевод.
 
Чем отличаются системы "Интернет-банк" и "Банк-клиент"?

Изначально система Банк-клиент появилась для удаленного обслуживания юридических лиц, для которых мобильность сервиса не так важна, как для частных клиентов. Банк-клиент - это "толстая" система, которая требует установки дополнительного программного обеспечения на компьютер клиента, на котором и ведется база данных. Связь с интернетом нужна только для приема/передачи информации. Интернет-банк - это "тонкая" система, появившаяся позже "Банк-клиента", для использования которой нужен только компьютер с выходом в интернет.
Можно сказать, что интернет-банк - это аналог системы "Банк - клиент", работающий через Интернет. В России, как и на Западе, интернет-банкинг вырос из систем класса "Банк-клиент".
 
Функциональные возможности Интернет-банка

В виртуальном офисе банка можно совершать разнообразные операции — список услуг практически тот же, что и в любом реальном отделении.

Исключения составляют лишь операции с наличными и операции, связанные с проверкой документов (первоначальное открытие счета, получение кредита и.т.п.), которые остаются прерогативой оффлайна. Открыть счет или сделать вклад в российском банке дистанционно не позволяет закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (№ 115-ФЗ).

Как правило, нельзя проводить валютные переводы между резидентами: по закону для этого нужно предоставить банку дополнительные документы. Часто банки ограничивают сумму, которую можно перевести в другой банк. Через "Уралсиб+" можно совершать платежи в пределах 35 000 руб. в сутки и 75 000 руб. в неделю, а переводить деньги за границу и вовсе нельзя. Через "Альфа-клик" можно перечислять до $45 000, через Citibank Online — до 600 000 руб. или эквивалент в валюте. Ограничений на размер перевода нет в Raiffeisen connect и Банке Москвы.

Существуют некоторые различия между системами в разных банках. Прежде всего, в вопросах скорости обновления информации и, собственно, в количестве доступных операций, но в целом подобные системы могут позволять:



  • проверить состояние счета и получить выписку за любой промежуток времени, делать переводы на счета юридических и физических лиц
  • переводить деньги между своими счетами, а также осуществить перевод между счетами в разной валюте в режиме онлайн
  • производить управление паями УК, оплату кредита (осуществив перевод с текущего счета), посмотреть список операций по кредитной карте и др.



Есть также ряд специальных услуг — например, срочный депозит. Клиент имеет возможность в режиме онлайн выбрать вид и сумму, валюту, в которой будет сделан депозит, а также счет для зачисления процентов. После этого срочный депозит будет открыт, причем пользователю даже не понадобится ехать в отделение банка.


С помощью интернет-банков в частности можно оплатить:



  • коммунальные платежи (по квитанциям ЕИРЦ), электроэнергию (по счетам "Мосэнерго"), местную телефонную связь ("МГТС"), междугороднюю и международную телефонную связь (по счетам "Ростелекома"), мобильную связь, интернет и коммерческое телевидение, страховые взносы, налоги, автомобильные штрафы и др.


Также возможно создание шаблонов для платежей (например, для сотовой связи) или переводов. Для межбанковских переводов удобна такая подсказка: после ввода БИК (банковского идентификационного кода) банка — получателя платежа все остальные его данные заполняются автоматически. В системе "Телебанк" ("ВТБ 24") можно настроить автоматическое проведение регулярных платежей или отложенный платеж, например до поступления средств на счет.

Если вы допустили ошибку в реквизитах, вводя данные платежа, то исправить ошибку и направить зависшие деньги по верному пути можно, только посетив банк. Например, "Уралсиб" проверяет счет и наименование получателя только при внутрибанковском переводе. Если же ошибка случилась с платежом в другой банк, то "Уралсиб" лишь поможет с розыском суммы.
 
Как работать с интернет-банком? Нужны ли специальные навыки?

Все системы интернет-банкинга работают по одинаковому принципу. С клиентом заключается договор, после чего ему дают логин и пароль, с помощью которых можно войти на сайте банка в свой "личный кабинет". Там заполняются параметры платежа (ФИО, номер договора на обслуживание, код коммунального платежа и т. п.) и указывается требуемая сумма. Никаких специальных навыков не нужно. К примеру, Алексей Виноградов (начальник группы обслуживания удаленных клиентов Банка24.ру.) рассказывает: "Мы специально создали интерфейс, которым клиенту будет удобно пользоваться: три кнопочки, три ссылочки. Чтобы человек, который третий раз видит компьютер, мог самостоятельно легко провести платеж". smile:) К тому же, интерфейс интернет-банков, ориентирусясь на удобство и простоту в использовании частными лицами, становится все проще.
 
История интернет-банкинга

Первый интернет-банк появился в 1995г. в США. Назывался он Security First Networkbank (Защищенный Первый Сетевой Банк), и своим появлением был обязан закону, ограничивающему количество филиалов банка в других штатах.

Основателем Интернет-банкинга в России следует считать Автобанк (ныне Уралсиб), который уже в мае 1998г. предложил своим клиентам данный сервис (система "Интернет Сервис Банк"), который был предназначен исключительно для физических лиц. Гута-банк (куплен группой "ВТБ" и переименован в ВТБ-24) также был одной из первых кредитных организаций России, внедривших систему интернет-банкинга "Телебанк" (тоже ориентированную на частных клиентов). Изначально в рамках системы клиент мог управлять счетом по телефону через оператора и круглосуточную интерактивную службу. В 1999 году в системе "Телебанк" появилась возможность доступа к счету и через Интернет.
"Дочки" иностранных банков, такие как Райффайзенбанк и Ситибанк, предоставили частным клиентам доступ к карточным счетам через интернет в 2002 году.
Сегодня практически все крупные банки предоставляют услугу интернет-банкинга для физических лиц. Даже Сбербанк, долгое время остававшийся исключением, 15 апреля 2008 года ввел систему "Электронная Сберкасса" (весной 2009 года переименована в "Сбербанк ОнЛ@йн").
 
Чем для клиента выгоден интернет-банк?


Самые очевидные преимущества — интернет-банкинг позволяет управлять своими счетами из любого места круглосуточно (если, конечно, позволяют настройки системы безопасности, о чем несколько слов ниже). Кроме этого, большинство операций в интернете осуществляется мгновенно, и комиссии по многим операциям в интернет-банке ниже, чем через отделения банков.
 
Безопасность системы


Эксперты утверждают, что в настоящее время клиенты интернет-банкинга рискуют не больше владельцев карточек, пользующихся банкоматами или POS-терминалами. Прежде чем получить доступ к системе любой клиент проходит идентификацию и аутентификацию. Безопасность достигается, как правило, с помощью пароля, контрольного вопроса, электронной подписи (аналог обычной, представляет собой известный только пользователю набор цифр). Существуют также переменные коды и карты доступа, страхующие компьютеры клиентов от вирусов.
Серьезной проблемой является то, что использование всех модулей системы безопасности привяжет к рабочему месту — банки настоятельно рекомендуют клиентам просматривать счета и совершать операции только с домашнего компьютера, поскольку при выходе в интернет с чужого ПК возрастают риски утраты конфиденциальности информации. Именно поэтому большинство банковских служб безопасности предполагают идентификацию по IP-адресу. Разумеется, предусмотрена возможность снизить уровень безопасности и самостоятельно настроить систему так, чтобы управлять счетом из любого интернет-кафе. Но при этом следует осознавать, что снижение уровня безопасности существенно увеличивает риск стать жертвой электронных мошенников.

Фишинг — на сегодняшний день самая распространенная мошенническая схема, приносящая громадные убытки банкам. Фишеры делают массовую рассылку якобы от службы безопасности банков, в которых содержится просьба пройти авторизацию на сайте. Интернет-ресурс, на который ведет ссылка, в точности копирует дизайн сайта банка. Таким образом, конфиденциальная информация попадает к злоумышленникам, а средства исчезают со счетов. Пока что возмещение убытков от деятельности фишеров лежит на банках.
 
Бонусы и дополнительные возможности

Тенденция использования маркетинговых инструментов достаточно давно вытеснила доминировавшую во времена появления систем интернет-банкинга в России плату за пользования ими — по крайней мере, на рынке интернет-банкинга для физлиц. Основной механизм лояльности, используемый сегодня банками — это предоставление возможности беспроцентной оплаты различных услуг (чаще всего — сотовых операторов) посредством интернет-банкинга. Практикуется также конвертация по льготным тарифам, отсутствие (или значительное снижение) платы за межбанковские переводы — по сравнению с проведением операций в отделениях банка.
К примеру, в ВТБ-24 сегодня начисляются бонусы клиентам системы е-банкинга за привлечение новых пользователей, для них отменяется оплата за некоторые услуги. В "Альфа-Банке" пользователи системы могут, не отходя от компьютера, бесплатно приобрести инвестиционные паи. А в "Пробизнесбанке" система интернет-банкинга интегрирована с системой домашней бухгалтерии, продвигаемой ИТ-партнером банка и позволяющей частным пользователям контролировать и планировать свои расходы.
 
Динамика и перспективы развития


В 2000г. (примерно 4% населения России пользуются Интернетом), около 40 банков предлагали различные формы удаленного банковского сервиса с использованием сети Интернет. При этом более половины банков предпочитали развивать услуги интернет-банкинга, направленные исключительно на юридических лиц, считая позиционирование на клиентов – физических лиц неоправданным в то время.
По итогам 2005 года количество физических лиц, пользовавшихся банковскими онлайн-услугами, оценивалось экспертами в 155 тысяч человек.

Сегодня общее количество пользователей Сети в России составляет 26,8 млн. человек, что равняется 24% от всего населения страны в возрасте больше 18 лет. Согласно данным опросов, сейчас каждый третий пользователь Интернета готов управлять своим банковским счетом через сеть.

Интернет-банкинг набирает популярность в России, банкиры отмечают постоянный и значительный рост клиентской базы (в среднем 40% в год и более). На трех ведущих игроков рынка (Альфа-банк, Райффайзенбанк, Ситибанк) приходится уже более 300 тысяч пользователей интернет-служб.

Многие банки из опрошенных CNews Analytics сообщили, что система интернет-банкинга только создается или пока работает в тестовом режиме. Обилие таких респондентов подтверждает предположение о том, что рынок решений в области интернет-банкинга находится в настоящее время на подъеме.


Кроме того, банки предложили эффективное решение проблемы, которая достаточно сильно сдерживала развитие интернет-банкинга, - отсутствия доступа значительной части населения к высокоскоростному интернету. В настоящее время банки расширяют возможности доступа клиентов к интернет-банкингу в "карманном" режиме – через мобильные телефоны и коммуникаторы.

По оценкам экспертов рынка, потенциал развития интернет-банкинга огромен.
 
Рейтинг качества используемых систем интернет-банкинга для физлиц
(данные CNews Analytics)


За основу для рейтинга самых качественных интернет-банков были взяты 100 крупнейших российских банков 2006 года по версии РБК.
Страница рейтинга вставлена двумя способами: первый - посредством кнопки IMG - для наглядности, но так как она порой не всем доступна та же картинка подцеплена и кнопкой "Обзор".
Гиперссылка на источник: CNews Analytics
Рисунок
Рисунок
.jpg (95.78 КБ) [ Скачать ]
 
В качестве источника дополнительной информации коллеги из банка "Северная казна" любезно предложили свои материалы:

Ссылка 1 и Ссылка 2, за что им спасибо smile;)
 
  • 1

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть