Конкурентные маркетплейсы

Как сообщают крупные СМИ и ТГ-каналы, банки обвинили онлайн-площадки в нарушении конкуренции. В ответ на претензии кредитных организаций глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков призвал Центробанк инициировать разработку законопроекта, который лишит маркетплейсы возможности применять «неконкурентные способы борьбы».

Собственные финтех-услуги Ozon и Wildberries дают им преимущество перед обычными кредитными организациями. Например, маркетплейсы предлагают клиентам скидку за оплату с внутреннего счета, который можно бесплатно пополнить через систему быстрых платежей. В этом случае дисконт возникает за счет минимальной или даже нулевой комиссии, взимаемой с самой площадки. В то время как сборы за эквайринг в некоторых случаях могут достигать 2%.

Как следствие, покупатели не получают кэшбэк от банка, а маркетплейс увеличивает свою маржу.

В январе ФАС признавала, что Ozon и Wildberries занимают доминирующее положение среди маркетплейсов. Примерно 80% заказов приходятся только на этих двух игроков рынка.

Думаю, что эту новость стоит рассматривать «в связке» с информацией о рассмотрении законопроекта о госрегулировании работы маркетплейсов. Законопроектом предлагается разделить маркетплейсы на две группы в зависимости от экономического положения. К каждой группе предусмотрены свои требования.

Первая группа включает универсальные требования, единые для всех маркетплейсов. В указанную группу входят, в частности, требования о размещении форм договоров, заключаемых владельцем маркетплейса с продавцами товара или владельцами пункта выдачи заказов, на собственном сайте, о проверке (идентификации) продавцов, владельцев пункта выдачи заказов.

Во вторую группу включены специальные требования для маркетплейсов, при участии которых совершается более 20% общего объема сделок между продавцами и покупателями с использованием маркетплейсов за предшествующий год (в стоимостном выражении). Они в соответствии с проектом закона признаются имеющими значимое положение на рынке. В числе требований для таких маркетплейсов - запрет включения в договор условий об отказе от конкуренции (запрет заключать договоры с владельцами других маркетплейсов), условий о ценовом паритете, дискриминационных условий реализации товаров, навязывания определенных невыгодных условий поставщикам и владельцам пунктов выдачи заказов.

Законопроектом также устанавливается правовой статус продавцов и владельцев пункта выдачи заказов, определяется круг их прав и обязанностей.

Сейчас и Озон и Вайлдберриз имеют свои банки и оказывают банковские услуги на базе лицензий ЦБ. Так, у Вайлдберриз Банка – базовая лицензия, а у Озон Банка - универсальная. Это позволяет им внедрять в марткетплейсах свои способы оплаты, при выборе которых стоимость товара дешевле, чем по картам других банков.)

Вообще, вопрос о необходимости регулирования этого рынка назрел давно. Но при регулировании главное, чтобы в проигрыше не оказались конечные потребители...

В 2023 году рынок электронной коммерции вырос на 40% — до 8 трлн руб.

7
3
547
Комментарии
3

18 апреля в 19:53

все эти маркетплэйсы по сути монополисты и диктуют свои "кабальные" условия продавцам и плюсом уже имеют и свои "карманные" банки,  я так понимаю в плюсе только сами монополисты и некоторые покупатели,  хотя и от покупателей очень много претензий!  кстати почему нет вопросов к Сбермегамаркету???? Потому что создатель "Зеленый слон",  тот же монополист

Ответить
2

Аватар
18 апреля в 22:53

Versus18, Сберовский маркет не так раскрутился еще, как эти двое и даже как Я-Маркет, наверное. Если верить инфе в посте, на эту парочку 80% заказов приходится. Признаться, удивлен. Думал там Яндекс будет тоже. А еще относительно зеленых слонов - то слон хороший и молодетс, потомушто государственный))) А эти типа частные коммерсы. 

Ответить

Аватар
19 апреля в 11:48

Тут вот свежее дополнение подъехало - Правительство против))) Хотят концептуальной переработки законопроекта по регулированию маркетплейсов.

Ответить
1

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть