На связи Серяков | Инвестиции. Чек-лист из 15 ошибок – в конце статьи.

Если вы – частный инвестор и вкладываете деньги в компании малого и среднего бизнеса, эта статья будет для вас полезна. Мы собрали топ-15 неочевидных ошибок инвесторов, которые могут привести к потере доходности или всей вложенной суммы.



СПОЙЛЕР: ошибок можно избежать!

Поехали!

1. Доверять харизме предпринимателя, громкому бренду и публичности компании

Самый яркий пример инвестирования на основании этой ошибки – Footyball, скандально известная сеть футбольных школ в Москве. Благодаря харизматичности её владельца Алексея Бавыкина в убыточный бизнес удалось привлечь ≈ 1 млрд 200 млн ₽. На данный момент ≈ 800 млн ₽ из этой суммы – долг, не возвращённый инвесторам.

Не ведитесь на громкие обещания, красивую картинку и количество подписчиков в инстаграм!

Проверяйте суть бизнеса, а не только его “обложку”.

2. Не привлекать к проверке компании специалиста, разбирающегося в сфере её деятельности

Представим, что вы хотите инвестировать в компанию, которая занимается выращиванием овощей и поставкой их в крупные торговые сети.

Вы заинтересованы в регулярном, стабильном, не нарушающем условия договора получении доходности. А как вы можете убедиться в том, что в компании на всех этапах бизнес-процессы налажены, прибыль действительно есть, и это элементарно не “пустышка”, не “потёмкинская деревня”?

- земля подходит для выращивания этих овощей?
- вода для полива своевременно поступает?
- солнечный свет попадает на грядки в достаточном количестве?
- овощи выращиваются в необходимых объёмах?
- они правильно хранятся?
- условия поставки соблюдаются?
- и т.д.

Чтобы оценить реальное положение дел, у вас есть два варианта:

1. Самостоятельно разбираться в том, как всё должно быть устроено и сопоставлять с тем, что есть на самом деле. В этом вам может помочь наша статья о проверке компаний перед инвестированием

2. Привлечь специалиста для экспертного аудита и оценки бизнеса

Есть ещё третий вариант – вообще не проверять компанию, а поверить заверениям её владельца об “огромных оборотах и выручках”. Если решите идти по этому пути, возвращайтесь к первому пункту статьи.


3. Не привлекать профессионального юриста к проверке документов

Вот пакет документов, который вам должны предложить, если вы даёте в долг бизнесу, а не инвестируете в долю:

- договор займа с процентами
- договор поручительства
- договор залога, если займ даётся под залог

Вы разбираетесь в толковании юридических терминов и можете досконально изучить документы до их подписания?
Сделайте это самостоятельно.

Нет?
Доверьте эту задачу специалисту, который сможет гарантировать прозрачность и недвусмысленность каждого слова.

Самая запоминающаяся фраза в договоре займа, с которой сталкивались мы: “В случае, если компания не выходит на запланированный уровень годового дохода, она может ничего не возвращать инвесторам”.

4. Отсутствие личного визита в компанию

Инвестировать в компанию, оценив её сайт, – это как сделать девушке предложение, оценив её фотографии в Instagram.

А как же “душа”?

Суть бизнеса – в рабочих процессах, рутинных задачах и подходу к их реализации.

- Бардак на производстве
- Пьяные кладовщики
- Грязные фасовщики
- Неухоженные автомобили в автопарке
- Горы прогнившей произведённой продукции на заднем дворе
- Очередь из скандалящих сотрудников в бухгалтерии
- и т.д.

Узнать о таких вещах невозможно, если готовиться к сделке дистанционно. Но именно они и определяют “успешность” вашего инвестирования.

5. Не анализировать “историю жизни” владельца бизнеса

Личность владельца компании отражает его подход к бизнесу, результатам и траектории развития. Если вы ничего не знаете о человеке, управляющем компанией, вы ничего не знаете и о компании, в которую собираетесь инвестировать.

Какая информация о владельце имеет значение?

- Сколько бизнес-проектов он имеет? (если больше одного, фокус может быть смещён, а это – риск для вас).

- Он “чист” как физическое лицо: кредитная история, справка о доходах, браки, разводы, собственность и активы, штрафы ГИБДД, справки о судимости его и ближайших родственников, процедуры банкротства.

- Прозрачная и понятная история его проектов и обратная связь от бывших партнёров/инвесторов/сотрудников.

- Впечатление, оставленное при личном знакомстве: адекватность, здравые мысли относительно развития компании, аргументированные ответы на вопросы, в рамках разумного “горящие глаза”, зрелость, опытность, ответственность.

- Как он проявляет себя “в деле”: опаздывает на встречи, не присылает обещанную информацию, игнорирует просьбы и т.д.


6. Не проверять команду

Бизнес делают люди. От действия каждого члена команды зависит результат, к которому может прийти компания. А ваша доходность напрямую зависит от того, насколько профессионально выполняют свою работу производители, маркетологи, дистрибьюторы, продавцы и т.д.

3 фактора “качества” команды, которые можно оценить только при личной встрече:

- экспертность – задавать профессиональные вопросы, проверять план-факт за прошлый рабочий месяц

- мотивированность – выяснить фиксированную и переменную часть дохода ключевых сотрудников

- сплоченность – задавать одни и те же вопросы о планах и перспективах компании разным людям в “непринуждённой” беседе за чашкой кофе.


7. Не проходить “путь клиента” как тайный покупатель

Покупатель продукта или услуги – это главное “звено”, обеспечивающее доходность бизнеса. Если есть спрос, и бизнес качественно его удовлетворяет, ваши шансы на доходность как инвестора выше.

Вы можете не выходя из дома оценить, насколько доступен продукт, “лёгок и приятен” путь покупателя компании.

Оставьте заявку на сайте, дождитесь обратного звонка, получите ответы на вопросы о продукте, приведите несколько возражений, оцените качество работы продавца. Узнайте условия доставки/возможность примерки/возврата продукта.

Общее впечатление от такого контакта с компанией может стать ключевым и поможет принять решение об инвестировании.


8. Верить обещаниям “рисков нет, гарантии 100%”

Инвестирование – всегда риск. Если предприниматель, брокер, инвестиционная компания или кто угодно ещё “клянётся” вам, что рисков вообще нет, бегите от них и ни в коем случае не доверяйте им свои деньги! Это или развод, или некомпетентный “эксперт”.

Осознайте, что решение инвестировать или нет принимаете только вы и вы же несёте за него ответственность. В ваших интересах разобраться в том, какие риски грозят компании и насколько предприниматель готов им противостоять.

Задача предпринимателя – доказать вам, что он знает об этих рисках и имеет реальный план по а) их предотвращению, б) минимизации последствий в случае их наступления.

Вот часть гарантий, которые могут закрыть ваши основные риски:

- личное поручительство владельца бизнеса

- залоги и обеспечения (недвижимость, товарные запасы, залог основных средств, доля в бизнесе, дебиторская задолженность и др.)

- целевой займ, который даёт бизнесу возможность использовать деньги только по прямому назначению

- получение прав учредителя в ООО

- возможность назначить “своих людей” на ключевые должности в компании (финансовый директор/главный бухгалтер и др.)

- доступ к расчетному счету/бухгалтерской/ управленческой отчетностям, круглосуточная трансляция с видеокамер из офиса, производства и т.д.

- возможность регулярно проводить проверки и аудит.


9. Не сравнивать текущие финансовые результаты, привлекаемую сумму и запланированный результат

Адекватность привлекаемой суммы инвестиций можно оценить, запросив у владельца бизнеса финансовый план развития.

Абсурдно, но у 90% предпринимателей, которые ищут
инвестиции в свою компанию, нет такого плана.


Финансовый план должен точно отображать текущие финансовые результаты и будущие, которых удастся достичь благодаря инвестициям в горизонте 1, 3, 5 лет.

План может содержать:
- данные об объёме производства и реализации
- информацию о доходах и расходах
- информацию о кредиторке и дебиторке
- данные о налогах и отчислениях
- управленческую отчетность
- список конкретных действий, которые предстоит совершить
- смету, в соответствии с которой будут расходоваться средства
- и т.д.

Сумма инвестиций, которая привлекается в бизнес, должна сопоставляться с тем, что имеет компания на данный момент. Нельзя, имея один овощной ларёк, привлекать инвестиции на 100 новых ларьков.

В случае запуска работы сразу такого количества торговых точек невозможно качественно обучить персонал, наладить поставки, обеспечить одинаково высокий спрос, элементарно – оформить терминалы для оплаты банковской картой.

Для каждого бизнеса эти факторы специфичны, главное – чтобы предприниматель объективно учитывал их при планировании развития.


10. Не анализировать “гибкость” компании

Реальный пример из опыта нашего портфельного бизнеса:

Компания производитель женской одежды во время пандемии перепрофилировала часть производства под пошив медицинских халатов и масок, заключила несколько крупных контрактов на поставку этих товаров и сохранила обороты, заработав за “карантинное” лето 2020 больше 21 млн ₽. Для сравнения, за весну 2020 выручка составила 14,9 млн ₽.

История не терпит сослагательного наклонения, но если бы компания быстро не адаптировалась под резко изменившиеся условия рынка, едва ли ей удалось бы увеличить доход в период пандемии.

Вывод: задавайте владельцу бизнеса вопросы о готовности компании гибко подходить к решению непредвиденных сложностей и адаптироваться к ситуации в мире (пандемия, кризис, обвал рубля и т.д.). Главное – критически оценивайте полученные ответы.


11. Не учитывать косвенные факторы надёжности бизнеса

Косвенные факторы – это “задел прочности” компании. Их наличие или отсутствие определяет бизнес как сильного или слабого игрока рынка.

Такими факторами могут быть:

- большой ёмкий рынок, на котором представлен бизнес

- сильные, опытные предприниматели у руля

- “прочный” бизнес: высокая маржинальность продукции, быстрая оборачиваемость капитала, невысокий уровень постоянных расходов и т.д.)

- качественная бизнес-система: правильные системы мотивации сотрудников, оцифровка бизнес-процессов, накопление базы знаний, качественная система управления и т.д.)

- мотивированная команда, личным доходом заинтересованная в росте компании

- основателю “есть что терять”: вложено значительное количество личных средств, много лет потрачено на развитие бизнеса, пройдено несколько кризисов

- открытость и прозрачность бизнеса: любые документы предоставляются по первому запросу, есть возможность приехать лично, познакомиться с основателем и командой, посетить производство и т.д.

- репутация компании и доброе имя владельца

- официальное юридическое оформление сделок

- ориентирование на долгое партнёрство на деле, а не на словах

- положительная динамика роста бизнеса.


12. Не придавать значения деталям схемы доходности и условиям её получения

Существует два варианта инвестирования в малый и средний бизнес:

1. Займ с процентами
2. Покупка доли в бизнесе

Перед подписанием договора убедитесь в том, что вы и владелец бизнеса говорите об одних и тех же условиях получения вами дохода:

- сроки, регулярность и форма выплат
- выглядит ли реально фин. план развития и доходность, которую вам обещают
- зависит ли ваша доходность от роста (или не роста!) компании

Каждый из этих пунктов должен быть письменно отражён в договоре, чтобы защитить ваши интересы.


13. Не придавать значения разумной диверсификации

Слишком много активов в портфеле = слабый уровень контроля за их эффективностью.

Слишком мало активов = высокий риск потери общей доходности в случае дефолта одного из них.

Найти идеальный баланс в диверсификации = стабильно высокий регулярный пассивный доход.

Инвесторам в малый бизнес со ставкой 22-30% годовых мы рекомендуем вкладывать деньги в 4-5 компаний. Так, в случае дефолта или нерегулярных выплат одной из компаний, доходность от остальных покроет убытки и тело капитала удастся сохранить.


14. Жадность и желание 50-100% годовой доходности

Желание быстрее и больше заработать свойственно многим. Здесь важно понимать, что в инвестировании быстрые деньги опасны, а зачастую даже нереальны: чтобы управлять проектами с доходностью выше среднего, нужна сильная экспертиза.

Более разумный, работающий долгосрочно подход – тщательный отбор проектов, анализ рынка, проверка компаний и следование всем рекомендациям, которые мы дали в этой статье.


15. Поспешите! Зачем тянуть и откладывать сделку?

Стремлением многих частных инвесторов поскорее начать получать доход часто манипулируют мошенники. На их сайтах можно встретить искусственные дедлайны с рекламными баннерами “Проинвестируй до конца месяца и получи дополнительно 3-5% годовых!”

Но деньги любят рассудительность, спокойные, взвешенные, точные и рациональные решения. Эмоции и “кураж” здесь не уместны.

Если вас торопят, нагнетают атмосферу, мотивируют более выгодными условиями, задумайтесь о выходе из сделки.

Подведём итог

Каких ошибок избегать, инвестируя в компании малого и среднего бизнеса:

1. Доверять харизме предпринимателя, громкому бренду и публичности компании
2. Не привлекать к проверке компании специалиста, разбирающегося в сфере её деятельности
3. Не привлекать к проверке документов юриста
4. Не приезжать в компанию с личным визитом
5. Не анализировать “историю жизни” владельца бизнеса
6. Не проверять команду
7. Не проходить “путь клиента” как тайный покупатель
8. Верить обещаниям “рисков нет, гарантии 100%”
9. Не сравнивать текущие финансовые результаты, привлекаемую сумму и запланированный результат
10. Не анализировать “гибкость” компании
11. Не учитывать косвенные факторы надёжности бизнеса
12. Не придавать значения деталям схемы доходности и условиям её получения
13. Не придавать значения разумной диверсификации
14. Мечтать о высокой доходности 50-100% годовых
15. Спешить и быстро принимать решение о сделке

Если вам интересна сфера инвестирования, переходите в наши социальные сети: Telegram, Facebook, Instagram, Вконтакте, Одноклассники. Там мы пишем о реальном опыте частных инвесторов, а ещё делимся трэшем, с которым каждый день сталкиваемся в российском краудинвестинге, обсуждаем новости и боремся с финансовой неграмотностью.