«Ингосстрах» совместно с Аналитическим центром НАФИ провел исследование, которое показало: за два года доля россиян, столкнувшихся с онкологией лично или через близких, выросла с 53% до 62%. При этом треть опрошенных (26%) ни разу не проходили профилактических обследований, а число сомневающихся в эффективности лечения увеличилось почти втрое — с 6% до 17%. Распространенность онкологических заболеваний в России с 2012 года увеличилась на треть. Ранняя диагностика остается важнейшим условием успешного лечения, однако многие продолжают откладывать визит к врачу.
Большинство россиян (60%) считают онкологические заболевания достаточно распространенными, еще 29% уверены, что с ними сталкивается практически каждая семья. Убежденность растет с возрастом: среди молодежи до 24 лет так думают 18%, а среди людей старше 55 лет — почти каждый третий. В 2025 году 62% опрошенных имеют личный опыт столкновения с раком: в 56% случаев заболевание было у близких, в 6% — у самого респондента. Это на 9 процентных пунктов больше, чем в 2023 году.
Мысли о раке по-прежнему вызывают страх у большинства жителей России — 65% опрошенных (в 2023 году было 69%). Чаще боятся женщины (74% против 55% среди мужчин) и жители городов (68% против 60% в селах). Несмотря на высокую тревожность, регулярная профилактика не распространена. Треть россиян (26%) никогда не проходили обследований на выявление онкологии, еще 11% обращались к врачам более трех лет назад. За последний год обследовались только 35% — преимущественно женщины (39%) и люди старше 55 лет (40%).
При этом готовность внимательнее следить за здоровьем растет: если в 2022 году пройти профилактику были готовы 50% россиян, то к 2025 году таких стало 60%. В основном это те, кто сталкивался со случаями рака в окружении. Большинство опрошенных (75%) признают, что рак на ранних стадиях хорошо поддается лечению, однако доля уверенных в этом снизилась на 9 процентных пунктов за два года. В 2025 году с утверждением, что лечиться от рака бессмысленно, не согласились 69% (в 2023 году — 76%).
Среди тех, кто никогда не проходил обследования, главная причина — нехватка информации: 31% не знают, где и какие обследования можно пройти. Почти четверть (23%) считают, что профилактика не имеет смысла без явных симптомов. Каждый пятый затрудняется назвать причину (19%), а 13% признаются, что откладывают визит из-за страха плохого диагноза. Также мешают нехватка времени (13%), высокая стоимость (10%) и недоверие к качеству обследований (7%).
Ответы показывают запрос на доступность и удобство. На первом месте — бесплатные обследования (43%). Треть опрошенных (34%) готовы чаще проверяться, если можно сделать это быстро и рядом с домом или работой. Для 22% стимулом станет настойчивая рекомендация врача, а для 18% — организация скринингов работодателем или учебным заведением.
Аделя Кавеева, старший руководитель исследовательских проектов Аналитического центра НАФИ:
«Исследование показывает, что в общественном восприятии онкологических заболеваний произошел сдвиг: страх перед болезнью сохраняется, но все чаще он сопровождается сомнениями и неуверенностью. Если ранее россияне были более категоричны в ответах о пользе ранней диагностики, то сегодня растет доля тех, кто не может определиться. Это сигнализирует о недостатке доверия и информированности.
При этом есть позитивные сдвиги: все большее значение приобретают рекомендации врачей, а благотворительные фонды за последние годы сделали тему онкологии более открытой. Чтобы закрепить эти изменения, важно усиливать информирование населения и делать профилактику максимально доступной и понятной».
Константин Летц-Орлецов, руководитель проекта «Виртуальная клиника» компании «Ингосстрах»:
«Несмотря на тревожную тенденцию увеличения заболеваемости, парадоксально, что треть населения (26%) никогда не проходила профилактических обследований. Особенно настораживает тот факт, что число сомневающихся в эффективности лечения почти утроилось — с 6% до 17%. Хотя большинство все еще верят в успех терапии на ранних стадиях, этот показатель тоже снижается. Основные причины, по которым люди избегают профилактических осмотров, связаны с недостатком информации. Треть не знает, где и какие обследования можно пройти. Почти четверть считает, что профилактика не нужна при отсутствии симптомов. Многие откладывают визит из-за страха услышать плохой диагноз, нехватки времени или средств.
Интересно, что готовность внимательнее следить за здоровьем растет: если раньше 50% были готовы пройти обследование по рекомендации врача, то теперь таких уже 60%. Главным мотиватором для людей стали бы бесплатные обследования (их отметили 43% опрошенных), а также возможность пройти диагностику быстро и рядом с домом.
Ситуация требует комплексного решения. Необходимо повышать информированность населения о важности ранней диагностики, делать обследования более доступными и удобными. Важно помнить, что современная медицина располагает эффективными методами лечения, особенно при своевременном выявлении заболевания».
Александр Михайлов, хирург, заведующий хирургическим отделением клиники «Будь Здоров» на Сретенке:
«Несмотря на позитивные тенденции, уровень онконастороженности в молодежной среде в целом остается низким. Страх и отрицание — это главный враг. У многих срабатывает механизм «меня это не коснется». Мысль о возможном раке настолько пугающая, что проще ее вытеснить, чем столкнуться лицом к лицу. При этом многие молодые люди не знают ключевых симптомов, а также с какого возраста и какие скрининги проходить.
До сих пор многие испытывают недоверие к системе здравоохранения, страх столкнуться с хамством и некомпетентностью. Кажется, что проще ничего не делать, чем пройти все круги ада для получения простой консультации.
Барьером выступает и финансовый аспект. Хорошее, быстрое и комфортное обследование (анализы, МРТ, КТ) чаще всего платное. Не всегда молодежь готова или может тратить на это деньги, особенно если их ничего не беспокоит».
В 70-е года XX века на американском телевидении была очень популярная телеигра, в которой соревновались участники. Они угадывали цены на товары, чтобы выиграть ценные призы. Мы вдохновились этой концепцией и решили провести с вами подобную игру ;)
Мы очень рады, что вокруг Диалога собралось такое теплое и активное сообщество. Счастливы продолжать вас поддерживать ;)
Приветствуем, авторы! Пришло время узнать, какие темы стали самыми обсуждаемыми в Диалоге в начале октября.
На прошлой неделе мы попросили вас посоветовать, как можно улучшить Диалог. Мы благодарны за каждую идею. Благодаря вам наши планы по развитию сообщества пополнились новыми направлениями и темами. Что-то из ваших советов уже находится в работе, а что-то планируется сделать в будущем.
Мы просмотрели вашу активность за сентябрь. Среди вас с легкостью нашлись те, кто выполнил условия нашей инициативы по поддержке авторов.
Россияне заработали в 2024 году 96,4 трлн руб., следует из данных Федеральной налоговой службы, которую РБК проанализировал с экспертами. Рост общей суммы доходов составил 27% по сравнению с 2023 годом.При этом доля трудовых доходов (зарплаты, премии и выплаты, связанные с работой) составили 50 трлн руб. Другую большую часть составили инвестиционные доходы — 44 трлн руб. (операции с ценными бумагами, дивиденды). Доля последних растет: в 2024 году она увеличилась на 2 п.п. по сравнению с 2023...
Мобильный интернет пропал во многих регионах, но операторы по прежнему списывают абоненскую плату в полном объеме. А помимо этого и тарифы дорожают ежегодно.
Очень хочеться поделиться с участниками Диалога отличной акцией от Альфа-банка совместно с Авито. Возможность участвовать есть до 15 октября 2025 года, так что осталось совсем чуть-чуть.
Да простит меня Яндекс,расскажу о том, как не потратить на лекарства больше 200 рублей.
Прочла пост, который написала Экономка1, и захотелось пожать ей руку. Она подняла вопросы, которые вертелись у меня в голове с момента знакомства с Диалогом. И вот почему. Сообщество "Беседка" в Диалоге предполагает более свободные и разнообразные темы для дискуссий, но они, как мне кажется, должны, хотя бы чуточку, хоть краешком, затрагивать финансовые вопросы. Очень здорово, когда люди делятся в "Беседке" СВОИМ опытом в экономии, рассказывают о том, что они проверили лично...
Что только не придумают, что бы развлечь москвича! Теперь вот новый "лухари" ивент для жителей столицы — станьте бездомным!
Вот мы каждый год шутим про «новогодний инфляционный апгрейд» — подорожали, шампанское стало золотым, а за индейку теперь нужно отдавать часть годовой премии. Но что, если перестать бороться с этой реальностью и… возвести её в абсолют?