Всего за первое полугодие 2025 года Банк России принял 111,7 тыс. жалоб на кредитные организации, что на 28,6% больше, чем за тот же период прошлого года.
Основу этой динамики составили проблемы, связанные с блокировкой счетов, карт и дистанционного банковского обслуживания, что обусловлено усилением мер по противодействию финансовому мошенничеству. Доля таких жалоб выросла не только по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но и по сравнению с данными за первый квартал текущего.
Ситуацию подтверждают и данные «Известий», основанных на отзывах банковских клиентов в Народном рейтинге Банки.ру. Причем в ряде случаев банки блокируют средства клиентов на несколько месяцев, порой даже до полугода, хотя законодательством предусмотрена блокировка только до 30 дней.
Эксперты констатируют увеличение блокировок после переводов по номерам телефонов на благотворительные нужды, за покупку на рынке, в магазине или даже в ресторане, когда не работает терминал для оплаты.
«Поток операций для проверки резко возрос, что увеличивает нагрузку на службы безопасности банков. Однако ужесточение мер неизбежно сопровождается ростом числа жалоб от добросовестных клиентов, попавших под блокировки из-за формальных признаков. Можно назвать это «вынужденным злом», необходимым для сдерживания лавины мошенничества», — поясняет руководитель ИБ-направления «Телеком биржи» Александр Блезнеков.
По-моему, эффективность блокировок счетов и средств россиян в рамках борьбы с мошенниками несколько нивелируется слишком высокой погрешностью, что создает сложности законопослушным банковским клиентам.
Для решения этой проблемы необходима разработка четкого и понятного механизма исключения людей из различных «черных» списков и баз. Однако, пока ЦБ и финансовые власти только статистически фиксируют рост проблем, связанных с блокировками счетов и карт.
В то же время, доля жалоб на банки в связи с мошенничеством при этом уменьшилась до 9,8% с 11,3% в первом полугодием 2024 года. Также в ЦБ отмечают снижение жалоб на навязывание дополнительных платных услуг при кредитовании — на 53%.
Жалобы на страховщиков в этом году также продолжают снижаться. Всего их поступило 10,7 тыс. за полугодие, что на 47% меньше, чем в январе–июне 2024 года.
Основная причина сокращения та же, что и в первом квартале — стало меньше жалоб, связанных с коэффициентом бонус-малус (КБМ). В целом на ОСАГО за полгода поступило 5,8 тыс. жалоб, а это на 61,8% меньше, чем за январь–июнь 2024 года. Также снижение показали проблемы со страхованием жизни и от несчастных случаев и болезней.
Число жалоб на микрофинансовые организации выросло незначительно — на 3,6% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Всего в отношении МФО поступило 17,2 тыс. жалоб за полугодие.
Такой рост в ЦБ связывают со сложностями при возврате средств за дополнительные услуги и при получении кредитных каникул.
Интересно, как долго будет рассматривать Альфа-страхование страховой случай, речь идёт о сумме пятнадцать рублей, посредник туту ру вернул деньги как за собственно автобусный билет 600 рублей, так и свой сервисный сбор, новый автобусный билет, купленный непосредственно на вокзале, стоил 615). Эта разница меньше даже страховой премии собственно по этому риску, а уж сумму премий по трём рискам (в страховку были включены три риска - несчастные случаи во время поездки, а также на вокзалах отправления и прибытия, невозможность поездки из-за отмены (разница нового и старого билета, если новый куплен в день отменённой поездки на этот день или на следующий), собственно отмена (что собственно под этим понимается не понятно, так как стоимость собственно билета обязаны при отмене вернуть полностью по закону, более того, туту ру при отмене возвращает и свой сбор, хотя этот вопрос законодательно не отрегулирован).
Андрей1987,с этим банком лучше вообще дел не иметь на данный момент. Я вообще влетел бы на пару миллионов.
Вот мой случай: https://www.banki.ru/services/responses/bank/response/12329661/
Раньше было нормально. Не трогали.- работало.
Сейчас этим "умникам" что-то на месте не сидится, много энергии, которую бы на благие дела направить, но она уходит в дурь, из-за которой страдают миллионы.
Они сами там после таких цифр задумались над тем, что натворили? Выводы будут?
MAC 13, хотелось бы надеяться, что будут.
Изначально, как кто-то написал выше, этого следовало ожидать. Потому что такие вещи надо очень подробно прописывать.
Lenochka21, думаю, что их тоже блокируют в достаточном количестве. Просто вот эти истории - перевел сам себе денег пару раз и заблокировали счет - совсем уж дикость какая-то.
Статистика впечатляет — рост жалоб на 28,6% за год показывает, насколько острой стала проблема блокировок. Хотя усиление мер против мошенничества оправдано, страдают и добросовестные клиенты. Важно, чтобы банки находили баланс между безопасностью и удобством, а также четко объясняли причины блокировки.
Отсутствие конкретных цифр в графике (например, процентных значений по годам) немного снижает наглядность, но общий тренд очевиден. Хотелось бы увидеть в продолжении:
Полезный пост, спасибо! Надеюсь, банки услышат обратную связь от клиентов и регулятора.
nikitabbwww, ЦБ этот отчет ежеквартально публикует. По годам собрать скрины - не проблема. Но, наверное, это будет иметь смысл, когда опубликуют данные по всему 2025 году.
Что касается рекомендаций - их в СМИ море. Наверняка, есть и от ЦБ. Но, судя по отзывам клиентов, иногда блокировки настолько абсурдные, что соблюдение никаких рекомендаций не помогает.
Скорее хотелось бы действий от ЦБ по второму вашему вопросу. Уточнений, регламентации процесса для банков и т.д. и т.п.
Вообще не понятна цель подобных блокировок
Если заблокировать перевод добропорядочного человека, то это создаст ему неудобства
Если заблокировать перевод мошеннику, то нельзя будет вычислить конечного получателя и следовательно поймать его и доказать вину
Борьбой с мошенничеством и его профилактикой должны заниматься компетентные люди
Статистика по блокировкам есть, а статистики по привлечению к ответственности нет
Результат один - люди не доверяют банкам .У нас правовое государство и лишить человека денег может только суда, а не искусственный интеллект банка ,у которого какие то подозрения. Однозначно в банках хранить деньги опасно. Инвестировать тоже Нет никаких гарантий, что завтра человек сможет получить зарплату, оплатить еду, лекарства, мобильник, топливо, налоги, оплатить автобус( где только по картам), вести бизнес и куча всего.
ЛУчшего подарка врагам даже придумать сложно .полное недоверие банкам
ГражданинРФ111, это ваш лозунг или призыв к кому-то? 43 трлн рублей вкладов и больше 17 трлн рублей на счетах кто-то оставил в банках. Вряд ли те, кто банкам не доверяет.
Варненчик В, так те же самые граждане уже побежали забирать то , что можно забрать)))ШУтка ли 200 млрд оттока из банковской системы только за июль! .Вот уж что точно говорит о сильном недоверии))) Это не лозунг , это констатация факта.
А если посчитать тех , кто собирался хранить деньги в банке, а теперь будет хранить их в личном сейфе , то убыток то еще больше
Хотели бороться с мошенниками , а получилось бороться с собственными гражданами . Доверие тяжело вернуть
Вчера беседовали с мелкими предпринимателями .Все просят наличку. Не потому что, что налоги не платят ( они все с кассами ина патенте , Боятся, что банк в раз отнимет все деньги, а работать надо сейчас. Итак все на ладан дышат. Маркет плейсы всей рознице шею свернули . Один Китай кормят.А тут еще и риск оказаться без денег . И потом доказывать , что переведенные копейки бабы Маши на карту продавщице Глаше ( в связи с отсутствием эквайринга в магазине) - это сделка в магазине , а не личный доход Глафиры
ГражданинРФ111, а несли раньше вклады тоже из недоверия?
Я при этом аргументы ваши понимаю, отзывы о блокировках при переводах самому себе незначительных сумм видел, статьи про нал в регионах, где блокируют интернет - тоже.
Про перегибы в борьбе с мошенниками (или даже борьбу не совсем там, где следовало бы) тут тоже писал неоднократно.
ВТБ представил клиентам новую линейку лимитированных дебетовых карт с дизайном русских народных сказок.
А вы вот знали, что настало время, когда можно получить зарплату ни в день, когда назначит ваш работодатель, а тогда, когда вы хотите — да хоть каждый день!
По итогам первого полугодия 2025 года Инго Банк продолжает удерживать лидерство на рынке факторинга, свидетельствуют данные обзора рынка Ассоциации факторинговых компаний (АФК). Банк закрепился в топ-10 по размеру факторингового портфеля, который составил 35 млрд рублей.
Так много споров, что до лучше, но лично для меня все ясно, выгоднее всего купить деньги, а потом использовать их как пассивных доход, нежели купить жилье и всю жизнь за ипотеку выплачивать, а что думаете вы?
Т-банк снизил ставки по базовым программам ипотечного кредитования на 2,2 процентного пункта.
Приветствуем читателей самого популярного ресурса о банках, финансах и инвестициях.
В зависимости от срока и минимальной суммы по вкладу «Притяжение» ставки равны 11–14,7% годовых. Возможны дополнительные взносы и расходные операции. При досрочном расторжении договора проценты выплачиваются по ставкам от 6% до 8% годовых. Выплата процентов осуществляется ежедневно и в конце срока.
Всем привет! Сегодня утром Центральный банк РФ объявил новый официальный курс доллара США, и новость взрывная: курс значительно повышен!
Изменения по линейке НС ГПБ, снижение , в том числе и по действующим НС
Альфа-пятница.
Хочу отметить что в Крыму в связи со всеми событиями, очень не просто взять кредит, в связи с этим приходится пользоваться микрозаймами 🤷 но и тут не все гладко, много отказов думаю из-за прописки или нагрузки
Многие думают, что микрозаймы только портят кредитную историю (КИ), но это не совсем так. Если подойти к делу грамотно, МФО могут даже помочь ее улучшить. Поговорим о нюансах, которые важно знать.
Процентная ставка 19% годовых (вместо 21%) действует 2 календарных месяца на первый открытый счет при условии, что в течение последних 90 дней у клиента отсутствуют действующие вклады. Ставка действует на остаток до 5 млн рублей.
На фоне стабилизации инфляционных ожиданий населения и незначительного подскока инфляционных ожиданий компаний в июле опросы ФОМ для Банка России фиксируют улучшение потребительских настроений физлиц. Их индекс в июле вырос до 105 пунктов, увеличившись на 1 пункт за месяц после нескольких месяцев беспрерывного снижения, впрочем, при этом показатель остался на 3,7 пункта ниже, чем год назад (см. график).
Альфа-Банк с 30 июля снизил процентные ставки по базовым ипотечным программам на 3,8 процентного пункта.