Добавить отзыв о банке
(необходима авторизация/регистрация)

«Сделай больше, чтоб соседа сократили!» Главы 21-30 не голосовал
 зарплата соцпакет коллектив руководство общий комфорт
21. Промзоны ЮВАО рулят. Будет не лишним рассказать и о бытовых условиях на столичной «Кредитной фабрике». В течение нескольких месяцев 2012 года клерков московского «физического» андеррайтинга переселили из ЦСКО «Южный порт» в промышленную зону на Волгоградском проспекте (дом 45, включающий множество корпусов и строений; здание офиса Сбербанка легко узнать на их фоне). Управление обработки кредитных заявок физических лиц нарекли Центром андеррайтинга физических лиц (далее по тексту ЦАФЛ), а всему сообществу тружеников заявочного конвейера («физики» + «юрики» разного калибра) присвоили не менее замысловатое название – Межрегиональный центр андеррайтинга (далее по тексту МЦА). Произошло и переименование должностей – слово «эксперт» заменили словом «андеррайтер». Коллега рассказала о забавном случае, произошедшем с нею в поликлинике. Работник медучреждения спросил название должности посетительницы. Услышав в ответ слово «андеррайтер», недоумённо и презрительно воскликнул: «Кто?! Подписчик?» smile:rofl:

Думаю, что многим читателям будет интересен сравнительный анализ «Южного порта» и «Волгоградки» по тем или иным параметрам. Всё-таки в первом здании андеррайтеры трудились не один год, поэтому есть смысл напейсать о нём более-менее подробно. А для тех, кто ещё раздумывает, стоит ли вливаться в ряды клерков столичного «физического» отсека «Кредитной фабрики», могут оказаться полезными сведения о нынешнем месте дислокации ЦАФЛ. Итак, обо всём по порядку.

21.1. Станция метро. «Кожуховская» и «Волгоградский проспект» соответственно. Для тех, кто едет на метро через центр, варианты равнозначные. Для жителей районов Марьино, Люблино и Печатники «Южный Порт» был предпочтительнее; зато «Волгоградка» удобнее для обитателей Текстильщиков, Кузьминок, Выхино-Жулебино и для подмосковных Люберец, Жуковского, Раменского и так далее.

21.2. Дорога от метро к офисному зданию. До «Южного порта» от станции «Кожуховская» идти минут 10-12 (смотря у кого какой шаг). Часть пути пролегает по склону горки, вдоль которого за неполных 5 лет (с момента открытия ЦСКО) так и не сделали даже узенькой заасфальтированной дорожки, вопреки пожеланиям многих клерков зелёного слона, который учится танцевать smile:wall: . Оно, конечно, небожители решают более масштабные задачи – им как-то не в масть заботиться о благоустройстве маргинально-люмпенской тропы. Но всё-таки было бы неплохо сделать добро как для сотрудников Сбербанка, так и для жителей окрестных домов. На данный момент этот участок пути целесообразно включать в клерковский маршрут лишь в сухую погоду. Во время дождя или мокрого снега идти по нему стоит разве что в резиновых сапогах. Ну и не следует забывать о «минах», оставляемых четвероногими друзьями человека.

Есть смысл отметить, что от выхода из офисного здания до станции метро «Кожуховская» припозднившихся работниц по их просьбе могут сопроводить двое сотрудников охраны, патрулирующих прилегающую территорию. Это замечательно. Без шуток.

Существует и более длинный путь, пролегающий по асфальтированной дороге мимо южнопортового авторынка, а затем вдоль комплекса промышленных (точнее, уже офисных) зданий. Но поперёк второго его участка с утра припарковано немало автомобилей, причём совсем не легковых. Если есть желание передвигаться «змейкой», то пожалуйста.
На Волгоградском проспекте в этом плане гораздо удобнее: весь путь от метро до офиса заасфальтирован. Сказать что-нибудь насчёт наличия либо отсутствия корпоративного патруля затрудняюсь.

21.3. Парковки. В «Южном порту» стойло для железных коней обнесено бетонным забором, поверх которого натянута колючая проволока (см. пункт 11). На «Волгоградке» такого нет. Автомобили можно припарковать там же, где их оставляют посетители соседнего торгового центра. И не дай ГОГ рядовому клерку поставить свою бричку на то место, которое застолбили «шишки» для своих карет. Ему мигом в популярной форме обоснуют smile:vnature: , что это не по-сбербанковски, и разъяснят корпоративные стандарты, касающиеся данного вопроса. На эту тему даже рассылают напоминалки по электронной почте.

21.4. Пейзаж. В «Южном порту» видны как районы, кварталы, жилые массивы (см. пункт 3), так и промышленные здания, переделанные в офисы. На «Волгоградке» ничуть не хуже – из окон ближайших к проспекту кабинетов можно созерцать толстенные трубы ТЭЦ. Посмотришь на эти гигантские детища инженерно-технической мысли и рабочих рук сталинской эпохи – и станешь трудиться на заявочном конвейере ещё более усердно.

21.5. «Стаканы» и стаканисты. Про интерьер ЦСКО «Южный порт» я рассказал в пункте 3. В офисе на Волгоградском проспекте перегородки тоже стеклянные. А внутри крупных отсеков, в каждом из которых трудится по несколько десятков андеррайтеров, оборудованы так называемые «стаканы» – кабинеты меньшего размера, отделённые прозрачными стеклянными перегородками от остального «оупенспейса». Заседают работают в этих «стаканах» начальники секторов и отделов, наречённые мною (чего уж Грефа таить smile:shuffle: ) стаканистами. Эти персонажи в дальнейшем будут не раз фигурировать в моём повествовании.

21.6. Вентиляция и кондиционеры. В обоих зданиях это общая беда. Потолки «оупенспейсов» и в «Южном порту», и на «Волгоградке» обильно усеяны вентиляционными шахтами (или как их там правильно назвать?). Иногда они молчат (ну или очень тихо шепчут). Тогда независимо от уличной погоды обязательно кому-то из нескольких десятков клерков, трудящихся бок о бок со своими коллегами в одной большой комнате, становится жарко, и кто-нибудь из «горячих» андеррайтерских мужчин или женщин включает несколько кондиционеров (как правило, не менее двух) с помощью пульта. По умолчанию эти изделия настроены на максимально сильный продув и на установление минимально разрешённой температуры в 18 градусов по Цельсию. Включающие крайне редко утруждают себя установлением более высокой температуры (хотя бы в 21 градус) и менее интенсивного продува с помощью клацанья соответствующих кнопочек на пульте. Через несколько минут кто-то из менее «горячих» (а то и вовсе «холодных») тружеников «Кредитной фабрики» поднимает градус и сбавляет обороты (либо вовсе выключает кондиционер), а по прошествии некоторого времени более «горячий» андеррайтер убавляет температуру и увеличивает обороты (либо, соответственно, включает кондиционер). И так несколько раз на протяжении почти каждой рабочей смены smile:crazy: . На «Волгоградке» положено возвращать пульт в «стакан»; и если кто-то забудет выключить в «оупенспейсе» кондиционер до момента ухода последнего стаканиста (который закрывает свой рабочий кабинет на ключ), то кондёр будет сифонить до начала следующей смены. В подавляющем большинстве случаев тот, кто, включил продувной агрегат, его не выключает.

Спор сторонников и противников кондёров вечен (при отсутствии грамотно спроектированной вентиляции, конечно же). Первые говорят, что им жарко, и настаивают на необходимости остывания. Вторые не менее резонно возражают, что при включённом кондиционере они могут заболеть (что совсем не редкость), в то время как первые при выключенном агрегате всего-навсего испытывают небольшой дискомфорт, не наносящий ощутимого вреда здоровью. Однако справедливости ради следует отметить, что эти непрекращающиеся споры не перерастают в ругань.

Если потолочные вентиляционные шахты не молчат (ну или начинают шептать погромче), тогда количество желающих включить кондиционер заметно снижается (хотя и не всегда до нуля). В этой ситуации всё зависит от интенсивности работы вентиляции. Вроде как её можно отрегулировать, но к кому именно (ФИО, номер рабочего телефона) по этому вопросу следует обращаться, знают немногие; да и правом обратиться обладает далеко не каждый.

Если склонному к простудным заболеваниям андеррайтеру досталось рабочее место, расположенное непосредственно под воздуховодом, то у него есть выбор: или гробить своё здоровье, или обратиться к стаканисту с просьбой о пересадке. Общее количество обращений такого рода и процент их одобрения мне неизвестны. Конечно, при наличии желания рукой водители могут «горячих» андеррайтеров посадить на места, расположенные под воздуховодами, а «холодных» клерков, соответственно, расположить за «непродуваемыми» столами. Это поможет если не свести к нулю (ведь не каждому «горячему»/«холодному» труженику заявочного конвейера достанется «холодный»/«горячий» стол соответственно), то хотя бы минимизировать частоту пререканий на тему кондиционеров. Но тут включается синдром вахтёра с рассуждениями из серии: «А почему я должен (должна)?», «На всех не угодишь» и т.п.

21.7. “Что вы таки можете сказать за покушать?” И в «Южном порту», и на «Волгоградке» на каждом этаже есть по несколько кухонных помещений. 2-3 холодильника, 4 микроволновых печи, кофейный и снековый автоматы, несколько столов со стульями и даже кожаный диван – в общем, можно не только поесть/попить, но и соснуть (в смысле вздремнуть). В обеденное время кухни битком набиты теми клерками, которые носят пищу с собой из дома. Для тех, кто не склонен экономить на спичках, есть столовая. В «Южном порту» готовят так себе. Бульоны порошковые, второе недосоленное и недогретое. Правда, есть отсек с этнической кухней, но это будет подороже и, самое главное, подольше – в итоге обед может растянуться на целый час вместо регламентированных 45 минут, за что начальники обязательно спросят smile:painful: . На «Волгоградке» столовую открыли в знаковую дату – 12.12.12. Там готовят куда лучше, а помещение гораздо более просторное. Было бы замечательно, если бы та фирма, которая пичкает клерков халтурной жрачкой в «Южном порту», уступила (с помощью сберовских «шишек», ясное дело) место той организации, которая добросовестно готовит для работников офиса на Волгоградском проспекте. Но это так, чисто помечтать. Обе столовые функционируют по графику 5/2. Поскольку в шаговой доступности от «Южного порта» приличную харчевню найти крайне затруднительно, то по субботам андеррайтеры, привыкшие с понедельника по пятницу кушать в столовой, вынуждены были берлять из лотков домашнюю стряпню или заказывать пиндосовскую хавку в Мак-Даке. На «Волгоградке» с этим вопросом гораздо лучше: в шаговой доступности есть несколько кафе, работающих по семь дней в неделю, с приемлемым соотношением цены и качества. Собственно, я заценил три места, в которых харчевался не только по субботам, но и в будни до момента открытия столовой. Отдельного упоминания заслуживает кафе под названием «Перчинка» в торговом центре «Квадратный метр», ближайшем к дальнему от метро «Волгоградский проспект» торцу офисного здания. Там замечательно готовят сырники (правда, не каждый день) и блинчики с начинкой, и ставят на стол целый чайничек (объёмом примерно 300-350 миллилитров) чая, а не маленькую чашку или кружку, и даже иногда насыпают горстку цукатов в нагрузку.

21.8. Шкафы для одежды. В «Южном порту» эти немаловажные составляющие интерьера расположены в отсеках, в которых трудятся андеррайтеры (то есть совсем рядом с рабочими столами). Правда, мест для переодевания не предусмотрено (по крайней мере, для простых смертных точно нет), и клеркам приходится это делать в туалетных кабинках. За все этажи бывшей типографии «Восход» не скажу, но там, где я работал, было так. На «Волгоградке» оборудованы отдельные гардеробные комнаты. В них даже есть по две кабинки для переодевания, причём с зеркалами. Но шкафчики – это нечто. Они индивидуальные (каждому клерку даже выдают ключик с прикреплённым к нему номером), в отличие от групповых южнопортовых, но настолько индивидуальные, что туда с большим трудом влезает зимняя куртка; за шубы даже представить страшно – мои соболезнования дамам. К тому же велика вероятность порвать вещь, задев ею металлический уголок, за который цепляется выдвижная часть замка. Эти уголки уполномоченные сотрудники в определённый день даже стачивали, превратив их острые углы в закруглённые. Лучше, чем никак, но хуже, чем надо. А самый чумовой элемент – это отсеки для обуви. Дело в том, что два смежных шкафчика образуют единую секцию. Граница раздела этих подсекций напоминает по форме букву S, которую потянули за «хвостики» в разные стороны вдоль горизонтали. В одном шкафчике отсек для обуви расположен под двумя отсеками для верхней одежды, а в смежном шкафчике отсек для обуви расположен над smile:fool: двумя отсеками для верхней одежды. Если в верхнем обувном хранилище окажутся сапоги или ботинки с заснеженной подошвой (весь снег по-любому не вытрясти), то не повезёт обоим клеркам-смежникам. Вот такой оригинальный способ укрепления командного духа.

21.9. Конфидентохранилища. О ячейках в несгораемых шкафчиках «Южного порта», с трудом вмещающих в себя листы формата А5, я рассказывал в пункте 13. На «Волгоградке» с этим делом гораздо лучше: для каждого клерка выделен металлический ящик, в котором легко уместить не одну сотню листов формата А4. Это означает, что особо секретные бюрократические издания можно складывать в стопку, не сгибая пополам и не сворачивая в трубочку, а извлекаемые из этого хранилища конфиденты не превращаются в рванину. И после этого кто-то будет говорить, что чудес на свете не бывает? Ещё как бывают чудеса, и про одно из них я вам только что поведал, уважаемые читатели.

21.10. Туалеты. За женские не в курсе smile:notiam: , а за мужские расскажу. На «Южном порту» стенки у кабинок тонюсенькие и не дотягиваются до потолка, а дверцы не доходят до пола. Не комильфо, однако. А на «Волгоградке» сортиры что надо: более-менее толстые стены от пола до потолка по бокам от каждого места для раздумья и двери, наглухо закрывающие проём от пола до верхней «кладки» кабинки. Между «южнопортовыми» и «волгоградскими» унитазами и писсуарами принципиальной разницы не выявлено. Туалетная бумага и бумажные полотенца имеют привычку (хотя и не хроническую) заканчиваться по пятницам и там, и там. Перебои с жидким мылом случаются реже.
Отдельным абзацем идут освежители воздуха. Если в «Южном порту» можно найти заветный баллон (пусть и не в каждой из кабинок), то на «Волгоградке» эти изделия отсутствуют вообще. Столь серьёзный недостаток обеспокоил андеррайтеров, и во время одного из общих собраний тружеников заявочного конвейера (подробнее о них чуть ниже напишу) я даже поинтересовался у второго человека на «Кредитной фабрике» (он же ЕГВ), будет ли решён столь деликатный вопрос. Он с улыбкой ответил, что этот вопрос решить очень просто smile:ок: . Шли недели и месяцы, а долгожданные ёмкости так и не появились в «волгоградских» клозетах (по крайней мере, в мужских точно нет). В свой последний рабочий день я спросил в частном порядке у ЕГВ за этот недостаток. Он сказал, что вопрос решил, однако по каким-то там заморочкам закупать баллоны нельзя и поэтому освежители воздуха вмонтированы в потолки кабинок и работают в режиме самораспыления. Более точно его ответ не воспроизведу: не силён я в сортирных инновациях. Проверить достоверность его слов тоже не могу, ибо после этой беседы мне не довелось бывать в туалете здания на «Волгоградке». Так что, уважаемые читатели, к тем из вас, кто появляется там, у меня просьба: напишите, пожалуйста, в комментариях, правду ли мне сказал ЕГВ. Заранее спасибо.

21.11. Имитация борьбы с огнём. Есть и такое на нашём районе. С целью проверки боеготовности клерков время от времени поставленный мужской голос по радио предупреждает о проведении пожарной тревоги. Затем начинает выть сирена, и робот женским голосом повторяет: «Внимание! Пожарная тревога! Всем покинуть здание!» smile:help: Так было в «Южном порту», так есть на «Волгоградке». Стройными рядами сотрудники, каждый из которых прихватывает самоспасатель (рюкзачок, содержимое которого вряд ли кто-то видел), направляются к выходу. Если мероприятие проводится в холодную погоду, то сначала труженики заявочного конвейера натягивают на себя верхнюю одежду, ибо, совершенно понятно, болеть никому не охота. В «Южном порту» это не проблема: шкафы стоят совсем рядом. А вот на «Волгоградке» куда веселее: каждому клерку нужно дойти (а лучше добежать) до раздевалки, которая может находиться в нескольких десятках метров от рабочей комнаты, пробиться сквозь встречный поток уже «упаковавшихся» коллег и открыть свой шкафчик заветным ключом. Быстро одеться и выйти из помещения не по какой-нибудь, а именно по той лестнице, по которой разрешено передвигаться во время пожарной тревоги (уполномоченные сотрудники показывают их во время регулярно проводимых инструктажей). На улице каждое подразделение кучкуется в заранее определённом месте. Прохожие удивлённо смотрят на потоки клерков, стремительно вытекающих из дверей зелёного здания. На месте сбора (либо уже в офисе, по окончании противопожарных учений) начальник смены предлагает каждому подчинённому расписаться в выдумости (ну типа: сирену слышал – на улицу вышел; куртку одел – вроде как не сгорел). Потом кто-то из вышестоящих неустановленных менеджеров даёт начальникам смен команду: «Назад!» – и труженики заявочного конвейера весёлой гурьбой возвращаются на рабочие места. Даже помню случай, когда некоторые клерки на «Волгоградке» просто забили на эти игры: в лом было людям принимать участие в бессмысленной беготне. А в «Южном порту» во время одного из «постановочных пожаров», пока я зашнуровывал свои «скинхедовские» ботинки Camelot с 10 парами прорезей для шнурков, сирена перестала выть, то есть пожарная тревога закончилась и необходимость в переодевании отпала. Начальник смены с улыбкой спросил: «А если на самом деле будет пожар?»
Один сотрудник как-то озвучил мысль, что нужно приблизить учения к реальной ситуации и в любую погоду выбегать на улицу без верхней одежды. Тут, конечно, он загнул: фишка в том, что пожарная тревога во всех описанных случаях заведомо ложная, то есть никому из сотрудников реальная опасность не угрожает. А вот выход на улицу в холод (а тем более мороз) без курток/дублёнок/шуб гарантированно приведёт к заболеваниям для подавляющего числа участников этого шоу. Если претворить в жизнь озвученную идею smile:omg: , то следующим шагом может стать инсценировка захвата заложников террористами со всеми вытекающими последствиями.

Очень уж большой оказалась эта глава, но из пейсни слов не выкинешь. Если я кого-то из вас, уважаемые читатели, утомил, то прошу меня понять и пр’остить. В конце данной темы отмечу, что по совокупности факторов считаю «Волгоградку» лучше «Южного порта», хотя и не намного.

22. Сбербанк болотной фронде не товарищ. Уф, с бытовухой разделался – теперь можно несколько слов сказать и за политику (но по децлу и аккуратно, чтобы хозяева сайта не огорчились и не запереживали, как бы чего не вышло). Когда зимой 2011-2012 годов крутилась оранжевая (с бледными оттенками красного и коричневого) петрушка под названием «явная либеркремлядь против псевдоантилиберкремляди», спусковым крючком для которой стали фальсификации итогов думских выборов, некоторых клерков Сбербанка (что уж Грефа таить) занесло на Болото имени Цукермана. Один коллега поделился впечатлениями от митинга 24.12.2011 на проспекте Академика Сахарова: «Как на детском утреннике» smile:angel: . Случаи применения к таким сотрудникам каких-либо санкций со стороны начальства мне неизвестны (по крайней мере, в «Южном порту»). А в феврале 2012 года андеррайтерское сарафанное радио упорно мусолило слухи насчёт разнарядки, по которой клерки зелёного гиганта отправлялись на митинги (в поддержку сами знаете кого). Сарафан утверждал, что на митинги(в поддержку сами знаете кого) «земле» (то есть в сберкассах) отвертеться от участия в этих мероприятиях заметно труднее, чем на «Кредитной фабрике». За сберкассы не знаю. Один коллега по заявочному цеху говорил, что ему предложили 23 февраля 2012 года (то есть в нерабочий праздничный день) прийти в Лужники, но не настаивали. Ко мне по данному вопросу никто из рукой водителей не обращался. Я спросил у одного из начальников: привлекаются ли сбербанковцы вообще и андеррайтеры в частности к участию в митингах? Он ответил как-то уклончиво и расплывчато. Так что, уважаемые читатели, буду рад от тех из вас, кто в теме, видеть здесь вносящие ясность по данному вопросу комментарии.

Отдельно стоит рассказать про 6 мая 2012 года. Этот воскресный день должен был быть выходным для всех московских андеррайтеров, ведь «Кредитная фабрика» по воскресеньям отдыхает. Но в ту знаковую дату те смены, у которых изначально рабочий день выпадал на понедельник 7 мая 2012 года, начальство вывело на заявочный конвейер именно 6 числа. Короче, поменяли местами воскресенье и понедельник. Сарафанное радио со стопроцентной уверенностью утверждало, что это было сделано с целью помочь не искушённым в политике клеркам удержаться от соблазна принять участие в известных событиях, чтобы не быть затянутыми в белоленточную воронку и грешным делом не попасть под замес. Тут спорить с сарафаном трудно, ведь другая версия даже в голову не приходит.

Без мистики не обошлось. 5 и 6 мая 2012 года один из снековых автоматов в «Южном порту» проводил акцию «Всё за один рубль». Например, клерк хотел купить шоколадку за 30 рублей. Вносил 30 рублей в автомат, а тот отдавал не только шоколадку, но и 29 рублей сдачи. И так по всем товарным позициям smile:yes!!!: . Прознавшие про это чудо андеррайтеры на ушко сообщили друг другу о нём, и в воскресенье 06.05.2012 щедрый аппарат был опустошён. Некоторые особо совестливые (ну или изображающие из себя таковых) клерки категорически отказались обносить фраернувшийся аппарат, утверждая, что такого рода деяние суть воровство. С данной трактовкой я не готов согласиться.

Вторым известным мне рабочим воскресеньем на «Кредитной фабрике» было 30 декабря 2012 года. Здесь уже точно никакой политики: для подавляющего большинства тех сотрудников, у которых по первоначально утверждённому графику рабочий день выпадал на понедельник 31.12.2012, перенесли эту смену на предшествующее воскресенье, тем самым позволив клеркам хорошенько выспаться накануне новогодней ночи. Остаётся лишь искренне поблагодарить автора столь мудрого и доброго решения.

23. Каждый за себя, а план против всех. Основная часть процесса рассмотрения кредитных заявок построена грамотно. Уровень автоматизации очень высок, печатать что-либо вручную приходится в небольших количествах. Соответственно, пропускная способность отдельно взятого труженика «Кредитной фабрики» Сбербанка внушительная. Ранее я больше года проработал в отделе аналитики по потребительским кредитам МДМ-Банка, а потому мне есть, с чем сравнить. Сберовский конвейер определённо лучше МДМ-овского андеррайтинга образца 2008 года практически по всем позициям. Зелёный слон, который учится танцевать, роет глубже и быстрее. Технология практически безбумажная. Правда, мне неизвестно, как именно устроен процесс рассмотрения кредитных заявок в МДМ Банке на данный момент. А сравнивать разные системы в разные периоды времени не совсем корректно. Но в любом случае маловероятно, что какой-либо другой банк может позволить себе относительно быстро собирать столь внушительный объём информации о потенциальном заёмщике, как это делает Сбер. По понятным причинам smile:-X более подробно рассказать «как и что» не могу, но я впечатлён возможностями «Кредитной фабрики». Без шуток.

Однако в первом предложении этого раздела слово основная я напечатал не просто так. Глубина и скорость «копания»; свод базовых документов, регламентирующих процесс «бурения», – это безусловные плюсы. А вот спам и макулатура (см. пункт 13), появляющиеся на свет в довесок к основным правилам функционирования кредитного конвейера, – огромные минусы. Система увязает в дополнениях к себе самой.

И главное зло smile:magic: – это план. На предыдущем месте моей работы он вроде как тоже был, но ни в продажах, ни в андеррайтинге, ни в телефонном взыскании просроченной задолженности банка МДМ я за 3 года своих трудов не сталкивался с обязательным требованием его выполнения. Там план был неким ориентиром, величина которого рядовым сотрудникам была не всегда известна. Никаких документов с указанием определённого количества продаж/рассмотренных заявок/собранной суммы просроченной задолженности клерки не подписывали. И уж тем более рукой водители не строили предъявы подчинённым на предмет невыполнения плана. В ОАО «Сбербанк России» ситуация в корне другая. Но обо всём по порядку.
Важно отметить, что на «Кредитной фабрике» вплоть до главного андеррайтера (для главного эксперта по прежней терминологии) соблюдается разумное правило: чем выше должность, тем выше не только зарплата, но и план по количеству рассмотренных заявок. Управленческими полномочиями наделены только начальники смен и вышестоящие менеджеры, что, соответственно, влечёт за собой уменьшение плановых показателей для этих категорий клерков. По окончании каждого месяца начальник каждой смены на специальном стенде вывешивает табличку с результатами выработки каждого из своих подчинённых. Когда в первый месяц андеррайтерской работы я увидел табличку «своей» смены, то ужаснулся: у некоторых коллег выработка превышала 160% от плана. Во время кухонных бесед я говорил адептам «стахановской» идеологии, что если так уж хочется двигаться вверх по должностной лестнице, то можно ведь ограничиться нормой сотрудника, стоящего на одну ступень выше. К примеру, эксперт выполняет план старшего эксперта, тем самым доказывая, что он «дорос» до старшего. Но зачем рядовому клерку превышать планку, установленную для главного эксперта? Ведь его на три ступени вверх за один раз ну никак не продвинут. А чем больше тружеников заявочного конвейера будет на несколько десятков процентов перевыполнять план, тем выше будет усреднённая по всей «Кредитной фабрике» выработка. И тем больше будет оснований у начальников рассуждать таким образом: «Раз столько человек перевыполняет нормативы, значит, пришла пора их увеличить». В итоге повысят в должности лишь некоторых, а план увеличат для всех. То есть в конечном итоге проигравшим окажется каждый (ну или почти каждый). Всё без толку smile:wall: . Мои аргументы разбивались о глыбу слепой веры оппонентов в то, что чем больше выработка, тем больше шансов на продвижение по карьерной лестнице. Ведь на тот момент (см. пункт 20) должности раздавали щедро. А о том, что раздача очень быстро заканчивается, ибо штатное расписание не резиновое, «перевыполненцы» даже и не подозревали. И как оказалось, этим людям была неизвестна истина «Кто везёт, на том и возят».

Уже в октябре 2010 года, то есть через пару месяцев после вышеупомянутых бесед, произошло увеличение плана на 20-25 процентов (для разных должностей по-разному). Первая реакция андеррайтерской общественности – удивление и некое подобие возмущения. На какое-то время у «стахановцев», штамповавших по 150+ процентов от прежнего плана, выработка при новых нормативах оказалась на десяток-другой процентных пунктов ниже. Но ненадолго. По прошествии адаптационного периода всё повторилось, и в «месячных» таблицах фигурировало большинство всё тех же «перевыполненцев», чей пыл не охладел даже после резкого уменьшения количества карьерных продвижений на «Кредитной фабрике». «Стахановцы» надеялись, что начальство их заметит и примет соответствующие решения. Их надежды оправдались: не прошло и года, как начальство заметило, что средняя выработка значительно выше 100%, и приняло решение о новом увеличении плана с июля 2011 года на всё те же 20-25 процентов. Вообще говоря, расчёты несколько более сложные, но, чтобы не тонуть в деталях, о которых, кстати, не следует рассказывать непосвящённым smile:-X , можно ограничиться этой грубой прикидкой.

За свои 3 года работы я видел 3 витка «перевыполненческой» спирали. Выглядит она так: «стахановцы» жарят по несколько десятков процентов сверх нормы – по карьерной лестнице продвигают некоторых, а план увеличивают для всех андеррайтеров – кратковременное удивление и некое подобие возмущения клерковской общественности – недолгое снижение количества «перевыполненцев» – «стахановцы» оправляются от шока и принимаются за старое – новый виток спирали.
Следует отметить, что «перевыполненческая» спираль, образно выражаясь, истончается кверху, то есть у каждого более позднего витка толщина несколько меньше, чем у его предшественника. Иными словами, по прошествии адаптационного периода после очередного повышения плана численность «перевыполненцев» становится всё-таки несколько ниже, чем в период срока действия прежних нормативов. Это неудивительно. Если принять величину плана, актуального для лета 2010 года, за единицу, то после трёх увеличений на 20-25 процентов он достиг величины в диапазоне от (1,2)^3 до (1,25)^3, то есть от 1,728 до 1,953125. Значит, за 3 года план по количеству рассмотренных заявок вырос на три четверти, а то и вдвое. Немудрено, что число «стахановцев» при таком росте нагрузки снижается, хотя и не достигает нуля. После каждого подъёма планки в стане «перевыполненцев» происходит некоторого рода раскол. Более «слабые стахановцы» начинают журить более «сильных стахановцев», говоря что-то типа: «Я-то делаю всего-навсего 120-130%, а вот он(а) по-прежнему выполняет по 150-160% и не понимает, что из-за таких, как он(а), нам всем скоро увеличат план» smile:fool: . О своём недавнем чрезмерно активном участии в затягивании плановой удавки на коллективной шее эти люди внезапно забывают.

24. На заре ты в Сбербанк приходи. Входящий поток кредитных заявок – величина, как известно, непостоянная. Она зависит от множества факторов: от величины процентных ставок по кредитам в Сбербанке, от аналогичного параметра в банках-конкурентах, от активности заёмщиков и т.п. Ясное дело, что, к примеру, во второй декаде января число обратившихся за кредитом людей гораздо ниже, чем во второй декаде декабря. Но план нужно выполнять независимо от этого. В периоды снижения числа заявок в системе разрыв в величине выработки между «передовиками» и «отстающими» увеличивается. И многие начальники начинают строгим тоном задавать (устно или даже по электронной почте) последним вопрос: «Почему ты делаешь всего лишь 70%, когда он делает 140%?» smile:bonk: Они не могут и/или не хотят понять, что ответ на их вопрос содержится в самом тексте вопроса. Если «провинившиеся» резонно отвечают в духе: «Передовики взяли себе в работу очень много заявок и фактически отобрали у нас часть тех заявок, которые могли бы рассмотреть мы», – то руководители произносят сакраментальную фразу: «Все в равных условиях». И далее что-то типа: «Если кто-то выполняет план, значит, это может сделать каждый. А кто не выполняет план, тот просто не хочет его делать». И самый шик – это совет приехать на работу пораньше. Фишка в том, что некоторые черти маньяки (по-другому их не назовёшь) приезжают в «малозаявочные» сезоны на работу в 5-6 часов утра и набирают себе в работу кучу анкет, которой хватает для выполнения 100 с лишним процентов от плана. А большинство клерков, приезжающих на работу по графику к 7 или 8 часам утра, с трудом выуживает заявки из заметно поредевшего потока; иногда безрезультатное клацанье продолжается по несколько десятков минут подряд. Неоднократные просьбы андеррайтеров установить такие правила, при которых описанное безобразие стало бы технически невозможным, упорно игнорируются. Помню, как весной 2011 года на всем известной «Бирже идей» один из андеррайтеров написал предложение отменить ручной набор анкет и сделать так, чтобы система сама, в автоматическом режиме распределяла заявки между клерками «Кредитной фабрики» пропорционально их плановым показателям; отметил различные нюансы, при учёте которых это распределение стало бы как можно ближе к равномерному. Глухо, как в танке smile:wall: . Я спросил начальника смены, в которой трудился на тот момент, как он думает: почему эту разумную идею не реализовали? Его ответ был таков: «Ну ты понимаешь, если сделают так, как написал тот человек, то что получится? Придёт андеррайтер на работу, выберет режим набора нужного количества заявок и отправится на кухню пить кофе. Вернётся на рабочее место, а на экране уже всё как надо. Ну и где тогда будет дух соревнования между сотрудниками?»
Короче: чтобы жизнь мёдом не казалась, оставим всё как есть.

25. На что забить? – вот в чём вопрос. Когда в 2010 году я приступил непосредственно к обработке заявок, существовало правило: в течение первых шести рабочих смен новичку разрешалось выполнять по 50% от плана (больше можно, меньше нельзя). За это время очередной труженик «Кредитной фабрики» с помощью более опытных коллег приобретал навыки применения теории на практике; по окончании адаптационного периода (не в курсе, сохранилась ли на сегодня практика его предоставления) с него уже требовали 100% плана. Уже тогда для меня стал совершенно очевидным факт: выполнить план и при этом соблюсти ВСЕ инструкции и дополнения/приложения к ним заведомо нереально. Этот факт упорно отрицают практически 100% рукой водителей и подавляющее большинство простых тружеников заявочного конвейера. Аргумент «отрицал», который кажется им железным, таков: «Раз нас не поймали на контроле качества, значит, мы делаем всё правильно». Можно было бы с ними согласиться, если бы не один нюанс: у контролёров качества, в чьи обязанности входит выявление фактов несоблюдения андеррайтерами регламентов, инструкций и поправок к ним, тоже есть план по количеству проверенных заявок, что неоднократно подтверждали сами контролёры. Получается, что и каждый рядовой труженик заявочного конвейера, и каждый контролёр качества стоит перед выбором:
1) Сделать всё по правилам, то есть соблюсти кучу регламентов, инструкций, изменений, дополнений и их опровержений smile:crazy: ; но тогда гарантированно не выполнить план и получить за это звуковых (в виде литья в уши) и денежных (в виде снижении размера премии) люлей от рукой водителей различных уровней.
2) Забить на какую-то часть бюрократических изданий, но попытаться выполнить план.

Выработка каждого андеррайтера отслеживается на ежедневной основе, и дело стремительно движется в сторону ежечасного мониторинга. А контроль качества проводится куда реже; ведь совершенно понятно, что если через это сито каждый день просеивать каждого «заявочника», то контролёров понадобится больше, чем «простых» андеррайтеров. Нетрудно догадаться, что все труженики заявочного конвейера выбирают вариант 2). Подчёркиваю: именно ВСЕ, а не просто большинство. То есть в стенах «Кредитной фабрики» нельзя найти ни одного сотрудника, который в процессе рассмотрения заявок ни разу не нарушил ни одного регламента, ни одной инструкции и/или ни одного изменения/дополнения/опровержения какого-либо из этих изменений и дополнений.

Во вспомогательном направлении (см. пункт 11), в котором трудятся:
- новички, ещё не сдавшие тест по итогам обучения;
- женщины, собирающиеся уходить в декрет или на пенсию;
- увольняющиеся клерки, дорабатывающие последние дни на благо акционеров и топ-менеджеров зелёного гиганта, – иногда более-менее реально выполнить план и соблюсти правила ввиду того, что этих правил крайне мало и они не противоречат друг другу. Но на заявочном конвейере такое невозможно в принципе. Так что граждане вновь прибывшие! Если вы услышите, как тот или иной андеррайтер, обрабатывающий кредитные заявки либо осуществляющий контроль качества, утверждает, будто бы он не нарушает ни одного предписания, то знайте: он врёт. Не лукавит, не приукрашивает, а именно врёт (точнее, **здит, как Троцкий). Соответственно, узнать, на что именно он забивает в погоне за планом, крайне затруднительно.

В 2012 году начальница сектора ММВ разослала сообщение такого рода: «Кто хочет поработать на контроле качества, пишите мне на почту». Откликнулись 3 человека: андеррайтер, старший андеррайтер (а именно я) и главный андеррайтер. Начальница сектора выбрала третьего человека, мотивировав это тем, что у него выработка больше, чем у остальных двоих (что понятно: ведь, как я указывал ранее, чем выше должность, тем выше план). И это был не единичный случай. Большинство контролёров качества составляют люди, лидирующие по количеству рассмотренных заявок. Поэтому вовсе не удивительно, что проверка оборачивается имитацией. Ни одна из моих попыток попасть в число ревизоров не увенчалась успехом. В кухонных разговорах некоторые честные коллеги (а среди андеррайтеров попадаются и такие) говорили мне: «Если ты станешь осуществлять контроль качества smile:omg: , нас всех уволят». Согласиться с этим утверждением будет не совсем скромно, а не согласиться с ним будет не совсем искренне – даже не знаю, как поступить.

26. У каждого Абрама своя программа. В общем, каждый андеррайтер по своему разумению ищет способ выхода из сложившегося тупикового положения и выбирает, каким предписаниям следовать, а на какие из них забить. Самый простой выбор у тех тружеников заявочного конвейера, которые не читают спам и макулатуру вообще (см. пункт 13). Соответственно, они помнят лишь о существовании минимального набора регламентов и инструкций; содержание этих пейсанин, ясное дело, очень быстро улетучивается из клерковских голов. Наиболее остроумные сотрудники из этой группы, выросшие на оригинальной телепедераче «Ералаш», рассматривают заявки, как они выражаются, «по бразильской системе» smile:rofl: . Все её нюансы мне неизвестны, ибо авторы сего тайного знания охраняют его от непосвящённых, но суть такая: забить на всё, что можно и нельзя, и при этом не попасться на контроле качества. Самое удивительное, что эта система работает, то есть люди, внедрившие и применяющие её на практике, потихонечку, полегонечку, вдоль по бережку продвигаются вверх по карьерной лестнице. Это лишний раз подтверждает, что чудеса на свете всё-таки бывают.
Чем больше инструкций, регламентов, изменений, дополнений и их опровержений читает труженик заявочного конвейера, тем труднее ему решить, на какие из них следует забить, чтобы сделать план. А уж те андеррайтеры, которые в каждой заявке видят не только и не столько очередной шаг на пути к выполнению плана, сколько реальных людей, которым по той или иной причине нужны деньги, составляют чрезвычайно малочисленную группу так называемых «вечерних маньяков». Эти люди регулярно задерживаются на работе до 23 часов (а то и до полуночи). Насколько мне известно, рекордсмены покидали стены «Кредитной фабрике» в 1 час ночи (если кому-то из читателей известен более внушительный андеррайтерский рекорд, то пусть он его укажет в комментариях). Львиную долю своего сбербанковского стажа и я (что уж Грефа таить) провёл в сообществе клерков, пытающихся нарушить как можно меньшее число существенных правил и при этом выполнить план. Но об этом чуть ниже.

Справедливости ради следует отметить, что далеко не каждое предписание заслуживает выполнения. Среди кучи инструкций, регламентов, изменений, дополнений и их опровержений есть много мусора, удельная масса которого с течением времени лишь возрастает. То есть выходит в свет всё большее число требований, выполнение которых не снижает кредитных рисков (то есть не помогает среди заявителей выявить потенциальных неплательщиков, в том числе мошенников), а замедляет процесс рассмотрения заявок и портит жизнь андеррайтерам. Если сотрудник «Кредитной фабрики» следует этим мусорным правилам, то у него практически не остаётся шансов на выполнение плана. А если он забивает на шлак (а ещё точнее, на методологический вы*ер), то рискует «залететь» на контроле качества. Вот и мечется клерк между множеством огней.

27. Если сотрудник Сбербанка не пишет объяснительные записки, значит, он не работает в Сбербанке. Как я отметил в пункте 23, по окончании каждого месяца начальник каждой смены на специальном стенде вывешивает табличку с результатами выработки каждого из своих подчинённых. Но это ещё не всё. Он рассылает эту табличку своим подопечным и по электронной почте. В нижней части письма указана просьба (а на самом деле требование) к андеррайтерам, не выполнившим план, предоставить объяснительные записки с указанием причин, по которым они не дотянули до планки в 100% (ну или 90%, если в тот или иной период было совсем уж мало заявок). Покаянную грамоту нужно составить на имя не абы кого, а самого ЕГВ – второго менеджера на «Кредитной фабрике»; и обязательно на бумажном носителе с личной подписью. Вплоть до окончания первого квартала 2011 года отчётным периодом был месяц. Начиная с апреля 2011 года этот интервал уменьшили до недели. А в 2013 году некоторые начальники пошли ещё дальше и стали требовать объяснительные записки о причинах невыполнение плана за один рабочий день. Ну и самые изощрённые рукой водители запрещают набирать текст на компьютере, а приказывают писать объяснительные от руки. В общем, перерастающая в садизм звёздная болезнь во всей красе.

Конечно, невыполнение плана далеко не единственная причина напейсания покаянных грамот. Но всё же в подавляющем большинстве случаев клерки вынуждены обосновывать что-либо начальнику именно за план. Объяснительные записки - это один из китов, на которых держится ОАО «Сбербанк России». Про них я могу рассказать столько интересного, в том числе ржачного, что придётся на эту тему составить отдельный отзыв. Ибо если я попытаюсь развить её (тему) в данном тексте, то никогда его не допишу, а вы, уважаемые читатели, его никогда не прочитаете smile:rofl: . Так что наберитесь, пожалуйста, терпения. Название своему очередному свитку я уже придумал, но готов рассмотреть и другие варианты, если кто-то укажет их в комментариях и/или в личных сообщениях. Заранее спасибо.

28. Руководитель-искуситель. Чем выше становится план, тем большее число людей испытывает трудности с его выполнением. Объяснительные записки уже не справляются со своей устрашающей функцией, и офисная бюрократия переходит к следующему этапу. Начальник смены (либо и.о.) подходит к «отстающему» андеррайтеру и просит его рассказать, что именно клерк делает в процессе рассмотрения кредитных заявок. Вроде как пытается выявить лишние действия, замедляющие процесс работы и снижающие выработку этого сотрудника. В ходе беседы руководитель начинает задавать вопросы типа: «А разве обязательно делать то-то?» или «Нельзя ли обойтись без того-то?» Менее осторожный начальник может в открытую сказать: «Сделай так-то и побыстрей обработай заявку». Если подчинённый удивляется, как можно забить на какое-то из существенных правил, то менеджер-искуситель отвечает: «У каждого свои приоритеты» или «Нужно уметь крутиться». Правда, советчики прекрасно осознают, что их намёки на забивание на инструкции – чистой воды палево, а потому в электронном виде таких «ускоряющих рекомендаций» нельзя увидеть. Более того, ЗСИ, и.о. начальника смены, в которой я трудился, мог позвонить сидящему за несколько столов от него «отстающему» андеррайтеру и попросить подойти. Если андеррайтер спрашивал, нельзя ли решить вопрос по телефону, и.о. говорил: «Это не телефонный разговор» smile:shuffle: . В общем, какие-никакие меры предосторожности искусители всё-таки предпринимают.

29. «Раньше ели редьку с квасом…» Первый год моей работы на «Кредитной фабрике» прошёл на ура. Зарплата в 2 раза выше, чем на предыдущем месте. Коллектив хороший (ну или мне повезло с подразделением); можно даже ковырять в носу в присутствии дам smile:oops: , ибо они с пониманием относятся к этой слабости; по крайней мере, ни одна из моих соседок ни разу не выразила недовольство. Никаких враждующих между собой группировок нет. Сплетни, конечно же, есть (как-никак, большинство клерков составляют женщины), однако их количество не зашкаливает. Начальник смены является наставником, а не надсмотрщиком. Традиций регулярно собираться сменой/сектором в нерабочее время для проведения пьянок посиделок нет; соответственно, и литья в уши на тему «Ты с нами не дружишь» нет. Планы более-менее реальны для выполнения. Даже первое (с момента моего трудоустройства) повышение нормативов, случившееся в октябре 2010 года, не очень сильно напрягало. В декабре 2010 года, осознав, что щедрая раздача должностей закончилась, я тешил себя надеждой, что, по крайней мере, удастся более-менее спокойно потрудиться на позиции старшего эксперта. Если человек не претендует на карьерный рост, то какой с него спрос? Даже бывших сослуживцев по коллекторскому колхозу приглашал на зелёный заявочный конвейер, убеждая их, что андеррайтер – это, по крайней мере, не клинический случай. Ведь коллектор с трёхлетним стажем – это тяжёлый недуг, а коллектор с пятилетним стажем – это уже безнадёжный диагноз; так что, пока не поздно, нужно сваливать из направления взыскания просроченной задолженности. Кроме того, в 2010 году у человека «с улицы» без опыта работы в андеррайтинге были шансы сразу получить должность старшего эксперта, если до этого он трудился в банковской сфере (в том же «коллекшене», к примеру). Однако большинство зазываемых мною всё-таки решило остаться в болоте «просрочки» – ну что же, это их выбор.

В первом квартале 2011 года я «просел» по выработке: сказались перекосы малозаявочного периода (см. пункт 24). Однако прессинга со стороны руководителей не последовало. Начальник смены в качестве наказания (именно так он выразился) отправил меня во вспомогательное направление на несколько рабочих дней подряд. Это было лучшее время моих клерковских трудов в стенах зелёного гиганта. Я даже сказал боссу, что это не наказание, а поощрение smile:-p . Затем меня вернули в заявочный цех. К этому моменту начальник смены пошёл на повышение и уступил своё место другому сотруднику; к счастью, второй оказался не хуже первого. Квартальную премию покоцали в разумных пределах, пропорционально недовыполнению плана, и пожелали в дальнейшем всегда дотягиваться до планки в 100% от норматива. На тот момент поток заявок существенно возрос, так что в «сотку» я укладывался без проблем. А когда ежемесячную премию для тружеников московского заявочного конвейера перенесли в оклад, тем самым ощутимо увеличив гарантированную часть дохода, то стало вообще шикарно (хотя среднемесячный заработок от этого и не изменился). На вопрос друзей/знакомых, как мне работается в Сбербанке, в тот период я отвечал: «Греф жаловаться». В те серебряные времена (золотая эпоха для тружеников заявочного конвейера, насколько я понимаю, пришлась на 2009 год) я сравнивал Центральный аппарат (отростками которого являлись ЦСКО) со столицей, а сберкассы с провинциями державы. Решительно осуждаю наличие финансовой пропасти между центром и окраинами, но так уж исторически сложилось, к сожалению. Возможно, лично мне повезло с подразделением; но я регулярно общался с клерками других смен «Кредитной фабрики», и, насколько мне известно, в общем целом до середины 2011 года микроклимат в их рабочей среде был примерно таким же (с маленькими и непринципиальными отличиями, конечно же). И если бы тогда довелось напейсать отзыв об условиях труда на «Кредитной фабрике», то я бы назвал его «Андеррайтерам ЦСКО Греф жаловаться».

В июле 2011 года, то есть примерно через год после моего трудоустройства, произошло очередное (в моей сбербанковской биографии второе) увеличение плана: «стахановцы» своего добились smile:wall: и уже не в первый раз затянули потуже нормативную удавку на коллективной шее (см. пункт 23). Теперь, чтобы укладываться в «сотку», мне приходилось на регулярной основе задерживаться на 2 часа по окончании смены. Подавляющему большинству это кажется смешным; да и я жалею о том, что столько сил потратил ради пресловутого плана. Но прошлого не вернёшь.

30. Отдай клиента конкуренту! 23.08.2013 на портале «банки.ру» была опубликована статья «Падение гиганта». В ней, в частности, сказано: [QUOTE]«Сбербанк недоволен снижением своей доли на рынке розничного кредитования и хочет в очередной раз исследовать, что же не устраивает его клиентов. Год назад «зеленый слон» занимал 33,6% рынка потребкредитования, сейчас ему принадлежит уже 32,02%. Зато ближайший конкурент — ВТБ 24, наоборот, наращивает свою долю. <...> Чтобы как-то исправить ситуацию, крупнейшая кредитная организация страны планирует нанять компанию, которая бы за миллион рублей провела собственное исследование и выяснила, на каком именно этапе выбора кредита Сбербанк теряет потенциальных заемщиков».[/QUOTE]

Готов поделиться своими соображениями по данному вопросу, причём бесплатно; ведь получить миллион рублей, предусмотренный для компании-исследователя, или хотя бы его часть мне, совершенно понятно, не удастся smile:D .

Наверняка многие из вас, уважаемые читатели, задаются вопросом: «О каких таких существенных правилах говорит Вурдалак, когда иронично и даже неодобрительно высказывается о коллегах, на эти правила забивающих?» К сожалению, я не вправе конкретизировать. Но в общих чертах всё же могу обрисовать ситуацию для непосвящённых. А посвящённые и так прекрасно знают, что я имею в виду. По моим понятиям, существенными являются такие правила обработки кредитных заявок, соблюдение которых помогает, с одной стороны, среди заявителей выявить потенциальных неплательщиков, в том числе мошенников, и, с другой стороны, препятствует отказу неплохим клиентам (то есть таким, о которых никакой негативной информации не выявлено). Соблюдение такого рода предписаний требует ощутимых временнЫх затрат, на которые значительная часть андеррайтеров не готова идти в погоне за планом. Соответственно, те клерки «Кредитной фабрики», для которых выполнение плана является важнейшим (и даже единственным) приоритетом, ничтоже сумняшеся стараются как можно быстрее обработать каждую заявку, не совершая никаких «лишних» (по их мнению) действий. В итоге немалое число обратившихся в Сбербанк за кредитом людей, никакого негатива по которым не выявлено, получает отказ по своей заявке только из-за того, что тем или иным сотрудникам не хочется тратить время на совершение действий, которые могут воспрепятствовать этим необоснованным отказам. Если учесть величину входящего потока анкет, то даже страшно представить smile:nightmare: , какое количество клиентов Сбербанк теряет за тот или иной временной интервал и, как следствие, какую сумму дохода он недополучает из-за описанного безобразия.

Нетрудно догадаться, что львиная доля таких отказников (если не их подавляющее большинство) отправляется за кредитом к конкурентам зелёного слона, который учится танцевать. И у неплохих заявителей немаленькие шансы получить там ссуду. Поэтому неудивительно, что доля ЗАО «ВТБ 24» – основного конкурента ОАО «Сбербанк России» – в сегменте розничного кредитования в России постепенно увеличивается. Ну а тем из «отвергнутых» Сбером клиентов, которые станут заёмщиками банка «Русский Стандарт», остаётся лишь искренне посочувствовать.
Вурдалакбывший сотрудник
10.12.2013 02:13
2 комментария
Если вы хотите подписаться на комментарии к этому отзыву, вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться
Luckyowner
13.12.2013 12:42
Вурдалак, туалеты-таки оборудовали освежителями smile;) Но находиться там неприятно, т.к. уборщиков никто не контролирует, поэтому они не убирают днями обоссанные полы туалетов, а лишь нагло, при свидетелях, просто расписываются на стенде, что уборка проведена. Руководители, то ли не хотят ничего предпринимать, то ли боятся лезть в "чужое дело" тех, кто ответственен за клининговые манипуляции, посещают свой ЛИЧНЫЙ туалет -это такая отдельная комната с раковиной, сортиром, даже биде в том же туалете, которой пользовались все андеррайтеры, только теперь которая закрыта на ключ (явилось следствием того, что уборщицы перестали убираться). На кухнях аналогичный беспредел.

Изменено: Luckyowner - 13.12.2013 20:04
starprom
30.12.2013 23:51
Чудно, осилил и эту часть.
Про объяснительные хотелось бы почитать отдельный эпос. Могу попросить выслать в ЛС или на почту?
Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.