Назад
24 марта в 17:57

ИИС-3. Закон принят. Как будем жить дальше. Часть 2

Часть 1 - Часть 2

В 58-ФЗ и 600-ФЗ есть несколько неприятных нововведений:

ЛДВ

В пп.1 п.1 Ст. 219.1 НК РФ предусмотрен вычет «в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг». Его обычно называют ЛДВ (льгота на долговременное владение). Так вот, в старой редакции НК РФ было ограничение, что этот вычет «не применяется при реализации (погашении) ценных бумаг, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете». Такая формулировка позволяла при закрытии ИИС переводить бумаги на брокерский счет, где получать по ним ЛДВ. В редакции 58-ФЗ этот пункт звучит так: «если эти ценные бумаги были учтены на индивидуальном инвестиционном счете налогоплательщика на дату их реализации (погашения) и (или) ранее этой даты.». То есть, если бумага хоть один день была на ИИС (старом или новом – без разницы), ЛДВ по ней не дадут. Ещё хуже то, что не указано, распространяется ли это ограничение на бумаги, которые были куплены на ИИС до вступления 58-ФЗ в силу. Боюсь, что распространяется. И есть шансы на отказ при попытке получить ЛДВ по бумагам, побывавшим на вашем ИИС, скажем, в далеком 2017 году.

ЛДВ теперь можно получить только на бумаги «российских организаций и ценных бумаг иностранных организаций, место регистрации которых находится на территории государства - члена Евразийского экономического союза».

Запрет иностранных бумаг

600-ФЗ вводит ограничение на финансовые инструменты для ИИС (п. 8 статьи 102-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"). Распоряжением Правительством Российской Федерации от 22.01.2024 № 104-р под запрет попали «ценные бумаги иностранных эмитентов, в том числе ценные бумаги, эмитентами которых являются иностранные государства». Обратите внимание, что тут нет упоминания Евразийского экономического союза. То есть ни бумаги Белоруссии, ни Казахстана покупать нельзя. Но запрета на хранение на ИИС таких бумаг нет. То есть, если бумаги уже находятся на ИИС, то нет ничего страшного.

Запрет на получение вычета на внесенные средства в год закрытия ИИС

Другим неприятным нововведением стал запрет на получение вычета на внесенные средства в год закрытия ИИС. Причем это оговаривается отдельно как для «старых» (по ст. 219.1 НК РФ), так и для «новых» (по ст. 219.2 НК РФ) ИИС. Так что операция «внести на ИИС 400 ты₽, после чего его сразу закрыть и получить вычет» теперь будет возможна только если «внести» в декабре, а «закрыть и получить» - в январе следующего года.

Запрет на вывод купонов и дивидендов на банковский счет

Но, пожалуй, самым неприятным нововведение стал запрет на вывод купонов и дивидендов на банковский счет. Теперь «Перечисление доходов и выплат, вытекающих из договоров, заключенных на основании договора на ведение индивидуального инвестиционного счета, без их учета на индивидуальном инвестиционном счете не допускается» (п.5 ст.10.2-1 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Теоретически, это не распространяется на «старые» ИИС, ведь для них продолжит действовать прежняя редакция Закона «О рынке ценных бумаг». Как будет на практике… поглядим. Например, ВТБ с начала 2024 года закрыл вывод купонов и дивидендов на банковский счет. Затем возобновил, но только до апреля. Что будет дальше – посмотрим. Вспомним, однако, что ещё сравнительно недавно мало кто из брокеров практиковал такой вывод, хотя законодательных ограничений на тот момент не было.

Взносы в негосударственные пенсионные фонды

И последней «вишенкой на торте», о которой хотел бы упомянуть, стало изменение, затронувшее взносы в негосударственные пенсионные фонды. До 2024 года (включительно) на эти взносы можно было получить налоговый вычет по статье 219 НК РФ «Социальные вычеты». Соответственно, эти взносы входили в 120 ты₽ социальных вычетов и не затрагивали 400 ты₽ инвестиционных вычетов. С 2025 года вычет на взносы в негосударственные пенсионные фонды предоставляется по пп.1 п.1 ст. 219.2 Налоговые вычеты на долгосрочные сбережения граждан, и, соответственно, входит в ограничение 400 ты₽, под которое попадает и вычет на внесенные средства на ИИС (п. 9 ст. 3 58-ФЗ).

-----------------------------------------------------

Часть 1 - Часть 2

Оглавление блога "Справочник начинающего (и не очень) инвестора"

15
19
3k
Комментарии
19

Аватар
25 марта в 00:09

"Такая формулировка позволяла при закрытии ИИС переводить бумаги на брокерский счет, где получать по ним ИИС." ЛДВ?

Ответить
2

Аватар
25 марта в 08:36

Bystander,Спасибо! Очепятку поправил.

Ответить
2

31 марта в 17:08

BAYv,в старой редакции НК РФ было ограничение, что этот вычет «не применяется при реализации (погашении) ценных бумаг, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете». Вот эта старая формулировка более обтекаемая, чем новая. Старая формулировка звучит как более запретительная для ЛДВ. Новая формулировка точно такая же как старая только более конкретная и юридически четкая: ....если эти ценные бумаги были учтены на индивидуальном инвестиционном счете налогоплательщика на дату их реализации (погашения) и (или) ранее этой даты.». По смыслу то же самое что и раньше. Если иис закрыт путем перевода на брокерский счёт, то иис уже нет и на дату реализации с брокерского счета!!! - они уже не учтены на иис. А то что про дату ранее реализации, так это может для режимов Т+1 и т.д. Ты мол продал бумагу, а она за тобой ещё числится, то есть фактическая реализация может быть позже на день. Просто формулировку причесали более красиво, а смысловая нагрузка не поменялась. Письмо Минфин03-04-07/62308

Ответить

Аватар
1 апреля в 10:12

Андрэ, Извините, но Вы не правы. Смысловая нагрузка поменялась на противоположную. Раньше было можно. Теперь - нельзя. Вот Вы ссылаетесь на письмо 03-04-07/62308 (2016 года). Открываем, читаем: 

"... основанием для неприменения" ЛДВ ", является ... их учёт на момент продажи на индивидуальном инвестиционном счете... 

Из вышеизложенного следует, что доходы и расходы, относящиеся к ценным бумагам, которые ранее учитывались на индивидуальном инвестиционном счете, а после его закрытия переведены на иные счета, открытые у налогового агента, могут учитываться при расчёте финансового результата в целях получения в установленном порядке инвестиционного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 219.1 Кодекса."

То есть РАНЬШЕ можно было перевести при закрытии ИИС бумаги на брокерский счет и получить по ним ЛДВ. И люди получали. Сейчас же четко указано, что если бумаги до их продажи (погашения) побывали на ИИС, то всё, ЛДВ по ним не применяется.

Ответить

4 апреля в 12:15

Не могли бы Вы пояснить по поводу запрета получения вычета на взносу в год закрытия ИИС старого типа. В ст. 219.2 НК РФ это прописано для ИИС нового типа. А для старого типа где это прописано?

Ответить

Аватар
4 апреля в 22:17

Mitin, получение вычетов по старым ИИС определяется в статье 219.1. 58-ФЗ вносит в эту статью ряд изменений. В частности (см. пп. в п. 6 ст.2 58-ФЗ): 

в) в пункте 3:

подпункт 1 дополнить словами «при условии, что договор на ведение такого индивидуального инвестиционного счета был заключен в соответствующем налоговом периоде или был действителен в течение всего соответствующего налогового периода»;

В этом отношении формулировки ст. 219.1 и 219.2 НК РФ (посвященные старым и новым ИИС) стали одинаковыми.

Ответить

9 апреля в 11:34

Добрый день! Спасибо за статью! Если не трудно, подскажите, пожалуйста, два момента. 

В первой части Вы указали, что в финансовый результат, по которому предоставляется льгота, входят купоны по облигациям. А из какой нормы это следует?

Для конвертации (то есть применения новых льгот к ранее открытому ИИС) надо, как я понимаю, подать заявление в соответствии с частью 10 ст. 3 Закона 58-ФЗ. В этой части есть отсылка на некий порядок, установленный ФНС. Вы не знаете, есть ли такой порядок? Если нет, то лучше дождаться его появления, чтобы потом ФНС не отказала в предоставлении льгот? А то брокер уже предлагает перейти на новый ИИС, а я сомневаюсь.

Ответить

Аватар
9 апреля в 18:45

AndreyS,

Вычет предоставляется  "в сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете..." (пп.4 п.1 ст.219.2 НК РФ).

Финансовый результат по операциям с ценными бумагами, определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов ( п. 12 ст. 214.1. НК РФ).

Доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде. Доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам, включаются в доходы по операциям с ценными бумагами ( п. 7 ст. 214.1. НК РФ).

Но главным критерием истины является практика. По ИИС типа Б налог на купон не берут.

---------------------

По поводу конвертации. Насколько мне известно, никаких подзаконных актов к 58-ФЗ ПОКА ещё нет. Думаю, до конца года появятся. Но Вы правы, торопиться некуда. Даже если Вы напишете заявление в декабре, конвертация будет с 1 января текущего года.

Ответить

10 апреля в 10:12

BAYv, Спасибо большое!

Ответить

Аватар
16 апреля в 14:05

Подскажите, доход от операций с валютой и доход от продажи биржевого золота (GLDrub) освобождается от налога на ИИС 3 ?

Насколько помню на ИИС Б валюта не освобождалась от налога, а по золоту инфу не удалось найти.

Ответить

Аватар
16 апреля в 19:10

VR-x, мне кажется, что ни валюта, ни бумажное золото не освобождаются от налога на ИИС. Но вот аргументировать свои слова ссылками на законодательные акты не могу. Просто я принципиально не занимаюсь ни тем, ни другим. Так что вполне могу ошибаться.

Ответить
1

Аватар
17 апреля в 21:04

BAYv,золото вообще не покупаете на бирже, даже бпиф ?

Ответить

Аватар
18 апреля в 21:33

VR-x, видите ли, я считаю, что золото - это не инвестиции. Золото - это на "черный день". А если, не дай Бог, черный день таки придет, где там будет биржа, металлические счета ПИФы и т.д? Я золото предпочитаю в виде монет в глиняном горшочке, закопанном в тайном месте.

В инвестиционные возможности золота я не особо верю. Да, сейчас оно взлетело. Но завтра точно так же может упасть. Но до нуля, как ВСЕ прочие активы, - никогда. А бумажное золото - запросто. Подробнее здесь.

Ответить
1

Аватар
15 мая в 00:27

Доброго времени суток, у меня ИИС открыт 15.06.2021. Не пополняла его. Я правильно поняла, что сейчас есть только вариант в декабре 2024  закинуть 400 тыс и закрыть в январе 2025 года чтобы за 2024 получить вычет. Грубо говоря даты не важны хоть 31 декабря положить, а снять 1 января ?

Ответить

Аватар
15 мая в 17:43

Vavaoliva, мне не известно, чтобы ФНС давало четкий комментарий, распространяется ли новый закон на ИИС, закрытые в 2024 году. Теоретически возможны оба варианта. Закон начинает действовать с 2025 года, а закрытие в 2024 году. НО оформление вычета будет в 2025 году, когда закон уже начнет действовать. Не исключено что можно закрыть в 2024 году и получить за него вычет. Но я бы не рисковал. Собственно, и не рисковал: закрыл свой ИИС в 2024 году не пополняя. Пополнил уже новый, открытый в этом году.

Даты закрытия роли не играют. Важно только, чтобы прошло не менее 3 лет с открытия.

31 декабря пополнить не удастся - это выходной день. 1 января закрыть ИИС не получится - это праздник. И, потом, ИИС обычно закрывают от 3 дней до месяца. Зависит от брокера. Но да, можно пополнить ИИС в последний рабочий день 2024 года и подать заявление на закрытие - в первый рабочий день 2025 года. Вычет в таком случае точно дадут.

Есть, правда ещё одна заковыка... Подробнее здесь

Ответить
1

Аватар
15 мая в 22:39

BAYv,  благодарю за подробный ответ, пополню в декабре, закрою в январе - посмотрим дадут вычет или нет. С учетом всех нововведений. Нет так нет, особо ничего не потеряю)

Ответить

Аватар
16 мая в 19:35

Vavaoliva, если Вы пополните в декабре и закроете в январе, даже ничего не покупая, то вычет дадут с вероятностью 99,999%. А может и больше.

Ответить
1

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть