https://leninsky--jrs.sudrf.ru/modules...40005&new=решение Ленинского районного суда города Ярославля 03.02.2020
Сидорова О.В. обратилась в суд с иском о признании недействительным кредитного договора от 05.11.2019 г. № № с ПАО «Промсвязьбанк».
В исковом заявлении указано, что 05.11.2019 г. на ее мобильный телефон пришло сообщение о том, что ею получен кредит в сумме 634 000 рублей в ПАО «Промсвязьбанк». Обратившись в банк, узнала, что на ее имя оформлен и получен кредит, при этом кредитные средства уже перечислены с ее счета на другие счета. Кредитный договор истец не заключала, деньги не получала, о чем сообщила банку в письменном заявлении. В этот же день истец обратилась с заявлением в правоохранительные органы.
В судебном заседании истец Сидорова О.В. с представителем Чаловым М.В. иск поддержала, пояснив, что около 14 часов на ее мобильный телефон № поступил звонок, звонившая женщина представилась сотрудником пенсионного фонда и сообщила, что ей полагается какая-то выплата. При этом женщина знала все ее персональные данные, какой-либо информации о себе, своем счете в банке истец не сообщала. В ходе разговора эта женщина попросила назвать ей другой номер телефона, на который она сможет перезвонить. Она назвала служебный номер телефона №, после чего женщина перезвонила на этот номер.
Около 15 часов 30 минут она обнаружила на своем мобильном телефоне смс-сообщения, касающиеся получения кредита. Ранее этих сообщений не видела, звонившей ей женщине не сообщала никаких кодов либо иной информации из данных сообщений.
После этого сразу же обратилась в банк и в полицию. В ходе прослушивания аудиозаписи, предоставленной ПАО «Промсвязьбанк», подтвердила, что по голосу поняла, что ей звонила та же женщина, что и на представленной аудиозаписи звонившего от ее имени в банк лица.
Как следует из заявления истца в банк, 05.11.2019 г. на ее мобильный телефон поступил звонок якобы из «пенсионного фонда» с сообщением о том, что ей должны перечислить единовременную выплату. Звонивший предложил истцу сообщить другой номер, на который можно перезвонить, поскольку на мобильный телефон истца придет смс-сообщение.
Очевидно, что после этого истец сообщила звонившему SMS-код для входа в личный кабинет системы PSB-Retail, а также SMS-код для управления PUSH-уведомлениями. В результате данных действий неизвестные лица зарегистрировали в системе иное устройство для получения PUSH-уведомлений – <данные изъяты>.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, прослушав аудиозаписи телефонных разговоров, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
05.11.2019 г. в 13:54 осуществлен вход в личный кабинет Сидоровой О.В., после чего изменено управление личным кабинет с SMS-сообщений на PUSH-уведомления, в 13:56 зарегистрировано новое PUSH-устройство <данные изъяты>.
После этого с использованием системы ДБО PSB-Retail в 13:58 от имени Сидоровой О.В. подана заявка на получение кредита с подтверждением операций и идентификации клиента посредством PUSH-уведомлений.
05.11.2019 г. в 13:58 оферта на выдачу кредита была принята ПАО «Промсвязьбанк», на счет Сидоровой О.В. перечислены кредитные средства в сумме 634 000 рублей.
05.11.2019 г. в 14:11 после получения распоряжения на перевод кредитных средств на счет иного лица в другом банке карта Сидоровой О.В. была заблокирована банком, направлено PUSH-уведомление о необходимости обратиться в службу поддержки банка.
После обращения
по телефону неизвестного лица в службу поддержки банка в 15:05 карта Сидоровой О.В. была разблокирована.
В судебном заседании прослушаны аудиозаписи телефонных переговоров, осуществленных с номера № на номер 800-333-03-03, предоставленные ПАО «Промсвязьбанк». В ходе прослушивания установлено, что неизвестная женщина позвонила в службу поддержки ПАО «Промсвязьбанк», представилась Сидоровой О.В. и попросила разблокировать карту Сидоровой О.В. в связи с переводом денежных средств на счета в других банках.
На предложение оператора службы поддержки
, и попросила направить ей код для подтверждения с использованием PUSH-уведомления, а не использовать смс-уведомления на привязанный к личному кабинету номер телефона. Несмотря на это, оператор после получения от звонившего лица кода из направленного PUSH-уведомления, разблокировал карту и оказал содействие в переводе со счета Сидоровой О.В. денежных средств на счета иных лиц в других банках.
Установленные по делу фактические обстоятельства в своей совокупности позволяют сделать достоверный вывод о том, что оферта на заключение кредитного договора ПАО «Промсвязьбанк» исходила не от Сидоровой О.В., а от неизвестного лица, не уполномоченного Сидоровой О.В. на заключение кредитного договора от ее имени. Указанное обстоятельство в целом не оспаривается и ответчиком, который согласен с тем, что от имени Сидоровой О.В. действовало другое лицо.
По факту хищения денежных средств со счета Сидоровой О.В. ОМВД России по Ленинскому городскому району 12.12.2019 г. возбуждено уголовное дело № №, в настоящее время проводится предварительное следствие.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.
Таким образом, поскольку кредитный договор подписан электронной подписью не Сидоровой О.В., а иным лицом, не имеющим полномочий действовать от имени Сидоровой О.В., то кредитный договор является ничтожным.
Возражения ответчика о том, что имеется вина Сидоровой О.В. в том, что постороннее лицо получило доступ к средствам подтверждения клиента, а следовательно, банк не несет ответственности за ущерб, возникший вследствие несанкционированного использования третьими лицами средств подтверждения клиента, суд считает необоснованными.
Доводы ответчика о том, что Сидорова О.В. сообщила неизвестному лицу полученный в смс-сообщении разовый код для доступа в личный кабинет, является не подтвержденным предположением. Как в своих объяснениях банку до обращения в суд, так и в судебном заседании, Сидорова О.В. утверждала, что никакой информации звонившему ей лицу не сообщала, а смс-сообщения на телефоне обнаружила около 15 часов 30 минут, когда банк уже выдал кредит, а денежные средства были перечислены на счета в других банках. Указанные объяснения истца ответчиком допустимыми и достаточными доказательствами не опровергнуты, факт передачи Сидоровой О.В. средств подтверждения, являющихся элементами ее электронной подписи, другим лицам по делу не доказан.
Вместе с тем, самим банком не приняты достаточные и необходимые меры для идентификации личности клиента при выдаче кредита и перечислении денежных средств со счета, которые от него требовались по характеру обязательства.
По делу установлено, что исходя из характера, параметров и объема операций по переводу со счету Сидоровой О.В. всех имевшихся на них денежных средств на счет иных лиц в других банках, у ПАО «Промсвязьбанк» имелись достаточные основания сделать вывод об их несоответствии операциям, обычно совершаемым клиентом, и приостановить исполнение распоряжения о совершении операций, соответствующих признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента.
В соответствии с ч. 5.2 ст. 8 ФЗ № 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств после выполнения действий, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи, обязан в порядке, установленном договором, заключенным с клиентом: 1) предоставить клиенту информацию: а) о совершении им действий, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи; б) о рекомендациях по снижению рисков повторного осуществления перевода денежных средств без согласия клиента; 2) незамедлительно запрашивать у клиента подтверждение возобновления исполнения распоряжения.
Апелляция засилено
кассация засилила расходы 40 000 на юриста
https://2kas.sudrf.ru/modules.php?name...t_number=1