В этой истории пока ещё много загадок, но предварительные выводы таковы.
15 февраля 2022 года на номер телефона пенсионерки из Краснодарского края поступило сообщение от абонента +7999 4***38 о покупке и оплате через сервис «Юла доставка» инвалидной коляски, которую доверчивая пенсионерка попыталась продать на «Юле».
Далее, со стационарного номера +7499 1***86 поступило голосовое подтверждение покупки и оплаты товара. Для полного счастья осталось только подтвердить функцию «Получить деньги» и ждать курьера, который приедет за той самой инвалидной коляской. Не подозревая никакого подвоха, продавец так и поступила. Однако, произошло самое неожиданное. Вместо зачисления денег за купленный (яко бы купленный) товар, с её личного счета в Сбербанке России тут же была снята денежная сумма в размере 4999 рублей.
Обескураженная женщина не растерялась и сразу же обратилась напрямую в Сбербанк России и уведомила сотрудников банка о совершенном в отношении неё мошенничестве. И, знаете, её обращение нисколько не удивило представителя Сбера. Да, это мошенничество. Да, это мошеннический сайт под «Юлу». Деньги ваши уже перечислены куда следует. Всё! Ну, всё – это в Сбербанке, а пенсионерка не унялась. Войдя в «Сбербанк Онлайн» она обнаружила в истории операций её личного счета, что похищенные у неё путем обмана денежные средства никуда не перечислены и операция имеет статус «ожидает подтверждения». В качестве получателя денег значилось «P2P MOE-VREMYA.RU MOSCOW RUS».
Статус операции (!) "Ожидает подтверждения" Обманутая клиентка Сбербанка, гарантировавшего ей сохранность денежных вкладов, в том числе и от разного рода аферистов и мошенников, снова обращается в Сбербанк и указывает сотрудникам на их обман о том, что украденные у неё деньги уже кому-то там перечислены. Нет, деньги ещё никому не перечислены и совершенное мошенничество пока ещё «ожидает своего подтверждения».
Пенсионерка требует заблокировать эту незаконную операцию! Ноль внимания! Вы сами сделали перевод, какие претензии к Сбербанку? Позвольте, деньги похищены путем обмана, я не давала своего согласия Сбербанку на снятие со своего счета денежных средств. Спокойная реакция, согласие поступило в Сбербанк со стороннего сайта.
На следующее утро обворованная пенсионерка направляется в офис Сбербанка и там делает письменное заявление о совершении в отношении неё через Сбербанк России мошеннических действий. Сотрудники офиса проверяют эту операцию и подтверждают, да деньги со счета пенсионерки списаны, но пока ещё никуда не зачислены, действительно операция имеет статус ожидающей своего подтверждения. Напоследок её успокаивают, надо полагать деньги заблокированы по результатам ваших обращений в Сбербанк и будем надеяться, что они благополучно вернуться к вам на расчетный счет.
К вечеру того же дня, спустя сутки после оповещения сотрудников Сбербанка о совершенном мошенничестве банковская операция по списанию денег получила статус «Исполнен» в пользу клиента P2P MOE-VREMYA.RU MOSCOW RUS. А спустя время Сбербанк России уведомил пенсионерку, вы сами совершили платеж, оснований для возврата вам ваших денег не усматривается. Вот такое начало этой истории. Но, не конец.
Вводим в поисковик P2P MOE-VREMYA.RU MOSCOW RUS, открывается ссылка moe-vremya.ru. «Моё время» - экосистема от АО «Россельхоз банк» с логотипом «Радоваться жизни!». И многочисленные комментарии о фактах прямого обмана россиян в пользу этого «радующегося жизни» АО.
Мы не комментируем оплошности пострадавшей пенсионерки, она, как и многие из нас, просто расслабилась и на время подзабыла в каком государстве она проживает, где никто, никогда и ни за что не отвечает.
Мы направляем запрос в адрес Председателя Правления Сбербанка России Германа Оскаровича Грефа с одним единственным вопросом, что конкретно было сделано сотрудниками банка в течении суток после получения заявления клиента о совершении в отношении её мошеннических действий, для обеспечения гарантированной безопасности её личных сбережений. Ответ руководителя Сбербанка России, полагаем, будет интересен и многим другим россиянам, хранящим свои сбережения в Сбербанке России.
История очередного Буратино на очередном "поле чудес", известно в какой стране расположенного
Цитата
Для полного счастья осталось только подтвердить функцию «Получить деньги» и ждать курьера, который приедет за той самой инвалидной коляской. Не подозревая никакого подвоха, продавец так и поступила.
Каким образом она "подтвердила" - это и есть ответ на вопрос "Каким образом она лопухнулась". Или код сообщила, или по фишинговой ссылке перешла.
Но авторы сей слезоточивой эпистолы "скромно" этот момент умалчивают
user-80917322698пишет: Вводим в поисковик P2P MOE-VREMYA.RU MOSCOW RUS, открывается ссылка moe-vremya.ru. «Моё время» - экосистема от АО «Россельхоз банк» с логотипом «Радоваться жизни!». И многочисленные комментарии о фактах прямого кидалова россиян в пользу этого «радующегося жизни» АО.
Хоть бы разобрались прежде чем ерунду писать. Был сделан п2п перевод через этот сервис: moe-vremya.ru/finances/P2P Который пенсионерка сама подтвердила:
Цитата
user-80917322698пишет: Для полного счастья осталось только подтвердить функцию «Получить деньги»
user-80917322698пишет: операция имеет статус «ожидает подтверждения». В качестве получателя денег значилось «P2P MOE-VREMYA.RU MOSCOW RUS».
Этот статус вводит в заблуждение неискушенных в финансовых вопросах граждан. Создает иллюзию, что его можно отменить. Гораздо корректнее было бы указать например " Исполняется"
В данном случае, если предъявлять претензии к Сбербанку, то только в судебном порядке. И то нужно посмотреть, как составлен закон.
Т.е. у каждого клиента банка, использующего ДБО, есть электронное средство платежа. По закону, если оно было утрачено или использовано без согласия клиента, то в этом случае какие-то шансы остаются. В остальном, на усмотрение банка, при условии если банк решит помочь. У Сбербанка например есть услуга по страхованию карты. И то нужно смотреть условия страхования.
Может быть найдутся добрые люди и просто помогут пенсионерке.
Всем спасибо за отклики. Вопрос не в том, как "лопухнулась" пострадавшая клиентка Сбербанка, умничать и злорадствовать по этому поводу можно бесконечно. Вопрос в том, что Сбербанк, доподлинно располагая о совершенном в отношении неё преступлении, больше суток безучастно наблюдал за процессом "перекачки" её денег в Россельхозбанк. И эта история далеко не единична. Вот по этому вопросу порассуждайте знатоки P2P и прочих банковских заморочек.
user-80917322698пишет: больше суток безучастно наблюдал за процессом "перекачки" её денег в Россельхозбанк.
1) нет никакой "перекачки", перевод п2п происходит мгновенно и безвозвратно. Окончательное подтверждение приходит через некоторое время. 2) деньги ушли не "в Россельхозбанк" они прошли через его шлюз, куда именно, можно выяснить, но долго и сложно.
Может ли банкомат порвать купюры при внесении? Проверяйте сумму до прикладывания карты!
user-80917322698пишет: Сбербанк, доподлинно располагая о совершенном в отношении неё преступлении, больше суток безучастно наблюдал за процессом "перекачки" её денег в Россельхозбанк.
Еще раз.. деньги ушли в момент операции. Банк взял на себя обязательства исполнить перевод и отменить его он не может. Процедура списания со счета исполнилась не мгновенно, но остановить ее у банка нет прав. Чего тут рассуждать? Можно конечно переводы сделать законодательно отзывными, но тогда если вы захотите перевести ДС получатель их увидит только через 2-3 дня. Такие удобства никому не нужны. Сейчас ЦБ ищет какие то компромиссные варианты, например возможность отзыва при подаче заявления в полицию. На мой взгляд это плохой компромисс, он оставит возможностидля родственных переводов но переводы от посторонних станут сомнительными и негодными для взаиморасчетов. Так что пусть остается все как есть, а пенсионерам блокируют все переводы как это делает РСХБ
user-80917322698пишет: Вопрос в том, что Сбербанк, доподлинно располагая о совершенном в отношении неё преступлении
Что, правда???
У Сбербанка было постановление о возбуждении уголовного дела? Или решение суда? Реально?
То или иное деяние квалифицируется как преступление строго определенным перечнем документов, в соответствии с УПК РФ. Кроме органов дознания, следствия и суда никто не может квалифицировать деяние как преступление. В том числе и вы.
Цитата
Golikov.VVпишет: Еще раз.. деньги ушли в момент операции.
Автор этого в упор не понимает. Он почему-то думает, что надпись "Ожидает подтверждения" означает, что деньги ещё не ушли Не зря многие давно уже говорят, что финансовую грамотность (в т.ч. и в вопросах правильного понимания терминов) надо преподавать ещё в школе. Ибо безграмотность вопиющая у ширнармасс.
Цитата
Golikov.VVпишет: Процедура списания со счета исполнилась не мгновенно, но остановить ее у банка нет прав.
Сберу стоило бы не вводить клиентов в заблуждение такой странной формулировкой. Заменить бы её на что-то более устрашающее что денежки тю-тю и спрятать поглубже.
vfentyпишет: Заменить бы её на что-то более устрашающее что денежки тю-тю и спрятать поглубже.
Вообще вызывает крайнее удивление, когда человек сам лично совершает все необходимые действия для того, чтобы его "денежки тю-тю" Но виноват при этом всё равно банк
Struzzoпишет: Автор этого в упор не понимает. Он почему-то думает, что надпись "Ожидает подтверждения" означает, что деньги ещё не ушли
Это возврат к обсуждению наличия критического мышления. Пересылая деньги жене/мужу/маме/папе/детям, люди не удивляются, что деньги появляются моментом на их карте и начинают их тратить. Но они же твердо уверены, что в остальных случаях деньги лежат и ждут. пока их перешлют на другой счет.
У меня есть мнение по всем вопросам. Очень четкое мнение. Правда, иногда я с ним не согласен (с)
Автор этого в упор не понимает. Он почему-то думает, что надпись "Ожидает подтверждения" означает, что деньги ещё не ушли
Это возврат к обсуждению наличия критического мышления. Пересылая деньги жене/мужу/маме/папе/детям, люди не удивляются, что деньги появляются моментом на их карте и начинают их тратить. Но они же твердо уверены, что в остальных случаях деньги лежат и ждут. пока их перешлют на другой счет.
Даже не критического мышления, а простого сопоставления фактов.
Golikov.VVпишет: Можно конечно переводы сделать законодательно отзывными, но тогда если вы захотите перевести ДС получатель их увидит только через 2-3 дня. Такие удобства никому не нужны.
Давно пора так сделать. Если российские банки экономят на безопасности денег клиентов и не внедряют технологии противодействия социнженерии и фишингу, то никаких мгновенных переводов быть не должно. Мгновенные переводы р2р - это для цивилизованных стран, банки которых используют технические средства защиты клиентов от мошенников.
slowpokeпишет: не внедряют технологии противодействия социнженерии и фишингу,
Вы знаете какие конкретно "технологии" можно внедрить? Например?
Когда клиенту сотрудники банка/милиции говорят "не переводите мошенникам!!" а их игнорируют. Что вы тут предложите внедрить? Задержку перевода на 1-2-3 дня чтобы можно было отозвать? Это убьет в принципе понятие "мгновенных" переводов.
Цитата
slowpokeпишет: для цивилизованных стран, банки которых используют технические средства защиты клиентов от мошенников.
Какие конкретно "средства"? Например?
Я знаю только, что в большинстве таких стран, чаржбек делают по первой просьбе клиента без вопросов, даже по причине типа "передумал" или "не понравилось". И при этом штрафуют продавца. Но это не относится к п2п переводам ни разу!
Может ли банкомат порвать купюры при внесении? Проверяйте сумму до прикладывания карты!
Struzhkinпишет: Но это не относится к п2п переводам ни разу!
А Вы убедились, что адресаты Ваших слов понимают разницу между п2п переводами и покупкой? В банковском понимании операции покупки, разумеется, а не в обывательски-бытовом её понимании.
Struzhkinпишет: Задержку перевода на 1-2-3 дня чтобы можно было отозвать? Это убьет в принципе понятие "мгновенных" переводов.
При подтверждении перевода надо сделать две кнопки: "Перевести мгновенно" и "Отложить перевод на сутки". При достижении клиентом банка (пред)пенсионного возраста первую кнопку автоматически деактивировать... Сарказм, если что...
Бубля, Как думаете, какой % клиентов (даже доли %!) будет осознанно жать на вторую кнопку?)
И в данном случае это не поможет, потерпевшая ведь думала что "подтверждает получение". В принципе тут достаточно добавить капчу на страницу таких п2п переводов, но это только один из вариантов развода..
Struzhkinпишет: Это убьет в принципе понятие "мгновенных" переводов.
Да и хрен бы с ними. Жили раньше без них: даешь объявление, приезжает человек, дает деньги, получает товар. Просто передал деньги из рук в руки. Но теперь же людям лень, им надо проще, а именно: достать телефон, зайти в приложение банка, там выбрать "переводы", вбить телефон получателя, ввести сумму, два раза всё подтвердить. И ради этой "простоты" реализовали схему, где мошеннических переводов больше настоящих.
user-80917322698пишет: клиентка Сбербанка, гарантировавшего ей сохранность денежных вкладов, в том числе и от разного рода аферистов и мошенников,
Так вы требуете от Сбера обеспечить сохранность денежных вкладов от действий самого клиента. Что он кстати в каком то объеме и осуществляет (например отказывает в проведении с2с переводов стягиванием, впервые совершаемых на конкретную карту, и требует подтверждения).
Golikov.VVпишет: он оставит возможностидля родственных переводов но переводы от посторонних станут сомнительными и негодными для взаиморасчетов.
Мгновенные переводы и так по идее должны использоваться только между родственниками и прочими знакомыми. Для взаиморасчётов есть эквайринг и межбанк. Зато перестанут шаурмячные убирать терминал и говорить "онлайн-перевод", из-за чего женщина не может элементарно лепёшку за 35 рубелй купить, потмоу что нет наличных и интернет не работает. (Москва, Россошанская улица, дом 1, шаурмячная "Shaurma Time")
Так что не пробивающих кассовые чеки и уходящих от налогов не надо защищать.