Сейчас много говорят о правовом просвещении граждан. А некоторые органы, вроде ЦБ, прямо программы предлагают, по-видимому, финансируемые из бюджета. Но чтобы кого-то в чём-то просветить, необходимо точно знать, каким образом однозначно должна применяться та или иная норма права и кому дано право указывать, как на самом деле она должна применяться. Посмотришь по определениям, то имеется несколько разных видов толкования НПА, но по итогу получается, что они ничего не значат - так высказывает кто-то своё мнение и ВСЁ!!! А это мнение, с точки зрения правоприменения, в большинстве своём, ничего не значит. Ну, если по актам, которые выпускают министерства и ведомства, они ещё могут сами что-то там сами разъяснить и истолковать, то с Федеральными законами далеко не все ясно. Нас ведь интересует не мнение кого-либо, кто даёт и пишет комментарии к Кодексам и Законам. Они вообще ничего не значат. Нас интересует мнение того, чьё мнение принял бы, как должное, наш справедливый и неподкупный. То есть, нам интересно только мнение тех, чьё толкование имеет силу закона, то есть официальное толкование НПА для того, чтобы было на что опереться, к примеру, в суде. Так что смотрим, применительно к Федеральным законам. Вот указывают, что Официальное толкование нормативных правовых актов (НПА) осуществляется принявшими их нормотворческими органами в том же порядке, в котором приняты толкуемые НПА. ФЗ принимает Госдума, потом одобряет СФ, а потом подписывает Президент. Соответственно и официальное толкование по поводу правоприменения каких-либо норм, прописанных в ФЗ, также должно пройти все эти процедуры в ГД, СФ и у Президента. Получается, что Госдума принимает кучу ФЗ и изменений к ним, а как нормы, прописанные в них, однозначно должны применяться, это никого не волнует. И здесь ещё интересно вот что. Оказывается, такой орган, как Генпрокуратура, который должен следить за соблюдением всеми действующего законодательства не может со 100% точностью сказать, как должна применяться та или иная норма, нет у него права давать официальное толкование, что и как должно быть в реальности. Просто высказывают свое личное мнение о том, что и как они видят. Я уже не говорю про Минюст. Дошли до того, что в своих ответах они ссылаются на мнение ВС. А ВС, в свою очередь, тоже не имеет права давать официальное толкование НПА. Он может давать судам разъяснения по вопросам судебной практики. Получается, что все отдано на откуп судьям, а они сами как хотят, так и толкуют НПА. И пресловутый ответ на вопрос, с точки зрения людей с техническим образованием, чему равно дважды два, у судей является далеко не однозначным. А если требуется получить официальное толкование и разъяснение по поводу правильного и однозначного применения норм, прописанных в ФЗ № 138-ФЗ «Гражданский процессуальный кодекс РФ», то здесь вообще труба. Тут уж юристы из ГП и Минюста крутятся как ужи, лишь бы самим не дать прямого и однозначного ответа на конкретно поставленные вопросы. В примеру, возьмем простую статью из ГПК за номером 109. ГПК РФ Статья 109. Последствия пропуска процессуальных сроков 1. Право на совершение процессуальных действий погашаетсяс истечением установленного федеральным законом или назначенного судом процессуального срока. 2. Поданные по истечении процессуальных сроков жалобы и документы, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенных процессуальных сроков, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы. Ну куда уж проще. В Кодексах, размещённых на разных сайтах, даже комментариев к этой статье никто не приводит. Да и зачем и так всё и всем понятно. А вот если задать по ней вопросы с точки зрения её правоприменения, причём правоприменения именно судьями, то никто не хочет дать прямой ответ. Вопросы, к примеру, такие: 1. Если судья приобщил к материалам дела документы, поданные после истечения, назначенного им, процессуального срока, то говорит ли это о том, что он нарушил положение закона, предусмотренное статьёй 109 ГПК? 2. Если одной из сторон суду было указано на это (см.1), но судья не отреагировал, то не говорит ли это о том, что действия судьи носят преднамеренный (умышленный) характер? Вроде и норма простая и вопросы конкретные, но дать прямой ответ на них никто не хочет. «Странно» как-то это всё выглядит.
ppk16rпишет: как нормы, прописанные в них, однозначно должны применяться, это никого не волнует.
Цитата
ppk16rпишет: не может со 100% точностью сказать, как должна применяться та или иная норма, нет у него права давать официальное толкование, что и как должно быть в реальности. Просто высказывают свое личное мнение о том, что и как они видят.
sergey-nnпишет: И поэтому у нас нет и не будет прецедентного права. Всё сделано для того, чтобы простой гражданин без высокой должности, связей и больших денег всегда был виноват.
Интересно, а возможно это применить в суде, к примеру при обжаловании решений? Часто, когда Ответчики (Банк или Страховая) не могут, да и не опровергают обстоятельства, указанные Истцом в иске, тогда судья в решении пишет, что доводы Истца основаны на неправильном понимании норм права или подобное. То есть судьи указывают на то, что они точно, на 100% знают, как правильно должна пониматься и применяться та или иная норма. А права на это им, законом, никто получается не предоставлял. То есть вместо того, чтобы сравнивать обстоятельства, приведенные сторонами по какому-то конкретному вопросу, судьи вставляют своё личное мнение по нему. Может ли это помочь при обжаловании?
Ради интереса написал в Госдуму с просьбой дать официальное толкование. Ну так не дают. Так как оно имеет силу закона, то такой запрос могут подавать только органы, наделенные правом законодательной инициативы. Лично я сомневаюсь, что кто-то из них выйдет в ГД с такой инициативой. Так, что нормы прописанные в законах, так и будут "толковать" кто как захочет.