Форум

Хочется освоить бухгалтерский учёт

• 1
В течении 15 лет "наваливаюсь" на бухгалтерский учёт, пытаюсь его освоить, и ничего. Периодически предпринимаю очень упорные попытки. Например, в вузе (я экономист-математик, но тем не менее) был довольно серьёзный курс по учёту, и там была курсовая - наваливался и вдумывался в детали, доходил до множества вопросов, которые другим в голову не приходили, и ничего. Не приходит полное понимание бухгалтерского учёта, чтобы в целом. Лень тут точно ни при чём. Во всяком случае, я призываю принять, что лень действительно ни при чём и попытаться посмотреть на ситуацию с точки зрения того, что отсутствует правильный подход и правильное отношение к теме. Вопрос как раз в том, в чём должно заключаться это правильное отношение, как правильно посмотреть на данную вещь.

Поскольку я совсем не знаю, как подойти к делу, приведу ещё такой пример. Вот в этом и в прошлом году пытался заниматься на паре видеокурсов и по нескольким книгам. Я даже не знаю, в чём дело, потому что вуз я закончил с красным дипломом и работал в программировании, т.е. мозги точно в порядке. В общем, я засыпал при работе над курсом и над книгами. Всё плывёт, ничего не воспринимается и не осваивается.

Что можно сделать? Спасибо.

Цитата
disinflator пишет:
Не приходит полное понимание бухгалтерского учёта, чтобы в целом.

Ваша ошибка в том, что вы как математик ищите логику в бухучете (пытаетесь обрести «полное понимание бухгалтерского учёта»). В МСФО есть некие зачатки логики, в РСБУ логики почти нет, а в налоговом учете её нет вообще (точнее она простая - срубить больше бабла с налогоплательщика).

Цитата
disinflator пишет:
доходил до множества вопросов, которые другим в голову не приходили

Мое первое образование - мехмат МГУ. И поначалу мне тоже приходило в голову много вопросов, на которые ни один опытный главбух или преподаватель не мог ответить. Но потом я отделил желание понять логику от желания понять бухучет. И всё сразу наладилось.

ЗЫ глубокое понимание нужно для управленческого учета, там нужно четко ставить цели и задачи, потому как он (управленческий учет) нужен для принятия решений, а любой бухучет это просто манипуляции для пускания пыли в глаза руководству/акционерам/инвесторам/налоговой/кредит­орам, он как дышло - куда направил, туда и вышло.
Где найти очки от Махатмы Ганди?

Sergey7,
спасибо за ответ. Понял, что не вполне точно выразился, употребив выражение "обрести полное понимание". Завтра надо уточниться, сейчас сламывает спать. До завтра!

Цитата
disinflator пишет:
Что можно сделать? Спасибо.

У меня давно в юности был опыт по бухучету. Зам очень активная была, постоянно с ней на различные курсы (семинары) ездили. С ней и на аттестат 1С сдал и курсы прошел и даже с представителями Минфина пообщались.. В результате, я ничего не добился, а она стала главным аудитором Счетной палаты! smile:D

С чего начать? С Плана счетов и типовых проводок. А может просто быть активней в этом начинании! smile:uncap:

Цитата
Sergey7 пишет:
глубокое понимание нужно для управленческого учета, там нужно четко ставить цели и задачи, потому как он (управленческий учет) нужен для принятия решений, а любой бухучет это просто манипуляции для пускания пыли в глаза руководству/акционерам/инвесторам/налоговой/кредит­<wbr>­орам, он как дышло - куда направил, туда и вышло.

бухучет - это не манипуляции, а системный подход к учету хозяйственных операций. Если нужен именно управленческий учет, то начните с того, что на примере какой-либо компании попытайтесь представить себе стандартный день какой-то компании и расписать проводки, которые должны возникнуть по мере того, как клиенты платят, товары отгружаются, софт пишется и т.пп. Без привязки к РСБУ и МСФО, без номеров счетов, просто «по понятиям». Например, пришли деньги от клиента: дт банк кт аванс от клиента, воспользовались курьерской доставкой - дт почтовые расходы кт кредиторская задолженность (перед курьерской службой) и тп. Желательно сразу НДС учитывать внутри таких проводок. Что-то будет очевидно, что-то придется погуглить. Параллельно сразу представлять себе, что отразится в pl, а что - на балансе. Когда получится мыслить категориями двойной записи и понимать, как отдельно взятая проводка влияет на отчетность - считайте, пришло то самое глубинное понимание. Дальше уже просто математические задачки решаются с аллокацией расходов, учетом себестоимости, прогнозированием объемов производства и продаж и т.п.

А манипуляции начинаются там где а) возможны оценочные суждения б) форма операции пытается скрыть истинное ее содержание (типа, займ акционеру вместо дивидендов и все в этом духе). Первый случай типичен для любого учета, вкл. управленческий, второй - чаще в налоговом встречается. Но в управленческом учете места для арбитража как размгораздо больше, чем в каком-либо другом, и манипуляций в нем возможно больше;) просто потому что он менее регламентирован.

Цитата
Chablis пишет:
бухучет - это не манипуляции, а системный подход к учету хозяйственных операций

Цитата
Chablis пишет:
А манипуляции начинаются там где а) возможны оценочные суждения

Без оценочных суждений бухучет превращается в сферического коня в вакууме и ничего не отражает. Возьмите хотя бы дебиторку - безнадежные долги можно формально сколь угодно долго считать активами и будущими денежными потоками.

Цитата
Chablis пишет:
Но в управленческом учете места для арбитража как размгораздо больше, чем в каком-либо другом, и манипуляций в нем возможно больше;) просто потому что он менее регламентирован.

Именно потому что он менее регламентирован, можно для каждой конкретной цели устанавливать свои критерии и при честном (логичном) учете принимать правильные решения (например, кассовый план).

[QUOTE]Sergey7 пишет:
Именно потому что он менее регламентирован, можно для каждой конкретной цели устанавливать свои критерии и при честном (логичном) учете принимать правильные решения (например, кассовый план).[/QUOTE]

Планирование - это только часть управленческого учета, от отражения факта никуда не деться, и вот тут важно, чтобы честность и логика заинтересованных лиц не менялись от периода к периоду. Впрочем, как и при состаалении прогнозов/планов. Другое дело, что под нужды конкретной компании и управленческую отчетность, и способы ведения учета можно подстраивать без ограничений. [QUOTE]

[QUOTE]Sergey7 пишет:
Без оценочных суждений бухучет превращается в сферического коня в вакууме и ничего не отражает. Возьмите хотя бы дебиторку - безнадежные долги можно формально сколь угодно долго считать активами и будущими денежными потоками.[/QUOTE]

если клиент не банкрот, когда безнадёжность ( почти) очевидна, а списание долга влияет на показатели и премии менеджера, работающего с клиентом, возникает пространство для манипуляций, какой вид учета ни возьми. Я не про то, что оценка в учете не нужна, а про то, что это такая «серая зона», где под видом субъективных оценок может скрываться что угодно, и управленческий учет от этого тоже не застрахован.
Изменено: Chablis- 02.03.2021 08:10

Цитата
disinflator пишет:
В течении 15 лет "наваливаюсь" на бухгалтерский учёт, пытаюсь его освоить, и ничего.

Думаю, что вам уже можно остановиться. )) Вы сделали все что могли.

Цитата
Chablis пишет:
бухучет - это не манипуляции, а системный подход к учету хозяйственных операций.

«Бухгалтер как бюстгальтер — может скрывать то, что не стоит показывать, а может и создавать видимость того, чего нет» (С)

Цитата
disinflator пишет:
Поскольку я совсем не знаю, как подойти к делу

Я дам вам шанс. )) https://t.me/accwhisper (переводчик с бухгалтерского)
Цитата
А теперь анекдот. Его часто рассказывают для иллюстрации достоверности и добросовестности в бухучете — в России это началось с легендарного профессора Я.В. Соколова.

У капитана корабля был сильно пьющий старший помощник. Капитан не раз заставал его под шафе и делал ему замечания. Но через какое-то время все повторялось. Однажды капитан застал старпома сильно пьяным на ночной вахте. Терпение капитана лопнуло, и он записал в судовом журнале: "Сегодня старпом был пьян". На следующий день старпом, принимая вахту от капитана сделал свою запись: "Сегодня капитан был трезв".

Пьяный на вахте — экстраординарное событие, знать о котором должен читатель судового журнала. Первая запись просто фиксирует событие. Это достоверное и добросовестное утверждение. Вторая запись ставится на один уровень с первой. Она достоверна, но не добросовестна. В глазах читателя трезвый капитан автоматически становится такой же редкостью как пьяный помощник. Из этого логично следует, что обычно он трезвым не бывает.

Цитата
disinflator пишет:
В общем, я засыпал при работе над курсом и над книгами. Всё плывёт, ничего не воспринимается и не осваивается.

Начните с этого. ))
Роберт Шекли. Бухгалтер.
http://www.electroniclibrary21.ru/lit...ounta.html
Слова — лишь ветер

Думать сегодня несколько трудно (простите), поэтому пока пишу то, на что есть силы.

Пара моментов.

Ваша ошибка в том, что вы как математик ищите логику в бухучете (пытаетесь обрести «полное понимание бухгалтерского учёта»).

Не могу с точностью понять, что вы имели в виду словами "вы как математик ищите логику в бухучёте". Догадываюсь, хотя и не на 100% уверен, что я не "ищу логику в бухучёте" в подразумевамом вами смысле.

Что касается слов "обрести полное понимание бухгалтерского учёта", то здесь я не имел в виду абсолютное знание всего. Я имел в виду обретение только понимания достаточной базы основополагающих принципов, позволяющих свободно разбираться в любой бухгалтерской информации, будь то чего угодно: отчётность, счета, первичные документы, налоги, любая статья баланса и т.д. - и ещё раз, я не имею в виду знание абсолютно всего, я имею в виду способность с ходу сориентироваться в любой информации. Если попалось бы что-нибудь непонятное, то не обязательно знать с ходу точно эту вещь, но быть способным сразу понять, где об этом без проблем посмотреть нужную информацию, чтобы разобраться.

Вот этих основополагающих принципов я не только не обрёл, но и не понимаю, где начало пути к ним, где "дверь" в нужный "коридор". Вот эти две вещи, "дверь" и "коридор", я ищу.

"Если нужен именно управленческий учёт"

Нет, позвольте прояснить этот момент точно: мне не нужен управленческий учёт. В смысле, изначально поставленный вопрос в этой теме - не об управленческом учёте. Вопрос о том, что мне нужен общий бухгалтерский учёт. Чтобы обрести способность ориентироваться во всех базоывх понятиях, вещах, принципах и т.д. именно бухгалтерского учёта. Чтобы ориентироваться потом в любого рода именно бухгалтерской информации.
Изменено: disinflator- 02.03.2021 19:54

Цитата
disinflator пишет:
Вот этих основополагающих принципов я не только не обрёл, но и не понимаю, где начало пути к ним, где "дверь" в нужный "коридор". Вот эти две вещи, "дверь" и "коридор", я ищу.

Тогда вам нужна только практика (сначала задачки, а потом реальная практика). А перед этим нужно понять тольку одну вещь - принцип двойных проводок. Всё остальное для необходимого вам уровня понимания довольно примитивно и сводится к определениям. А творчество и поиск чужого «творчества» это уже другой уровень и без обширной практики этого не достигнешь.

Посмотрите «Концептуальные основы представления финансовых отчетов» МСФО. Там приведена «смотровая площадка», с которой отражается деятельность предприятия в бух учете.
Основное: состояние предприятия характеризуется всего пятью элементами финансовой отчетности (объектами учета) - больше ничего в учете и отчетности нет.
Элементы делятся на 2 группы:
1. Элементы, характеризующие финансовое положение (представлены в балансе):
1.1. Актив (asset) - существующий экономический ресурс, контролируемый организацией в результате прошлых событий. Экономический ресурс - право, которое обладает потенциалом создания экономических выгод (может принести деньги предприятию). Контроль - существующая в настоящее время способность определять способ использования экономического ресурса и получать экономические выгоды, которые он может приносить.
1.2. Обязательство (liability) - это существующая в настоящее время обязанность (present obligation) организации передать экономический ресурс, возникшая в результате прошлых событий. Обязанность - необходимость или ответственность, избежать которых организация не имеет практической возможности. Обязанность всегда возникает перед другой стороной (или сторонами).
1.3. Собственный капитал (equity) - это остаточная доля в активах организации после вычета всех ее обязательств (может разбиваться на подклассы - средства, внесенные участниками, нераспределенная прибыль, резервы).
2. Элементы, характеризующие финансовые результаты деятельности (отчет о финансовых результатах):
2.1. Доходы (income) - увеличение активов или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению собственного капитала, не связанному со взносами собственников (акционеров).
2.2. Расходы (expenses) - уменьшение активов или увеличение обязательств, которые приводят к уменьшению собственного капитала, не связанному с распределениями в пользу собственников.
Взаимосвязь между элементами представлена статическим балансовым уравнением:
А1 = О1 + К1
или динамическим балансовым уравнением:
А1 = О1 + К0 + Дпу – Рпу +Дк –Рк + В – И ,
где А1 , О1 - стоимость активов и обязательств на конец отчетного периода;
К0 - величина капитала на начало отчетного периода;
Дпу, Рпу – доходы и расходы за период, признаваемые в прибыли или убытке (формируют показатель прибыль или убыток (ПУ), profit or loss, в РФ - чистая прибыль, счета 90,91,99);
Дк, Рк - доходы и расходы за период, признаваемые сразу в капитале (формируют показатель прочий совокупный доход (ПСД), other comprehensive income, например, переоценка основных средств на сч 83);
В - взносы собственников, например, вклады в уставный капитал, в имущество общества;
И - изъятия собственников (распределения собственникам), например, начисление дивидендов, выкуп обществом собственных акций.
Динамическое балансовое уравнение отражает последовательность, взаимосвязь и формулы финансовых отчетов:
1) отчет о прибыли или убытке Дпу – Рпу = ПУ;
2) отчет о прочем совокупном доходе ПУ +Дк –Рк = СД,
где СД – совокупный доход (в РФ один отчет о финансовых результатах, итог совокупный финансовый результат);
3) отчет об изменениях в капитале К0+ СД + В – И = К1;
4) отчет о финансовом положении (в РФ баланс) А1 = О1 + К1.
Из балансового уравнения вытекает весь последующий учет, в том числе, метод двойной записи: любое событие, не нарушая балансового равенства, изменяет состояние 2-х элементов, каждый из которых учитывается на своем бухгалтерском счете. Счета активов и расходов активные – остаток и увеличение по дебету (левая часть бухгалтерского счета), счета обязательств, капитала и доходов пассивные - остаток и увеличение по кредиту.
Дальше смотрим требования стандартов учета (российских, международных) по конкретным объектам: в какой оценке признаются, какая последующая оценка в отчетности и др.
Пять элементов и балансовое уравнение - вот ваша "дверь" в понимание учета.

Цитата
disinflator пишет:
В течении 15 лет "наваливаюсь" на бухгалтерский учёт, пытаюсь его освоить, и ничего.

Во франчайзи 1С Бит на него за 3 месяца натаскивают))
Не профи конечно, но вполне.. Сам такой))

Цитата
Sergey7 пишет:
Ваша ошибка в том, что вы как математик ищите логику в бухучете (пытаетесь обрести «полное понимание бухгалтерского учёта»). В МСФО есть некие зачатки логики, в РСБУ логики почти нет, а в налоговом учете её нет вообще (точнее она простая - срубить больше бабла с налогоплательщика).

Логика есть везде. Если вы не смогли её понять - это исключительно ваша проблема)) извините) smile:pardon:

Цитата
Chablis пишет:
бухучет - это не манипуляции, а системный подход к учету хозяйственных операций.

smile:thumbsup:
Может ли банкомат порвать купюры при внесении?
Проверяйте сумму до прикладывания карты!

Цитата
Sergey7 пишет:
Мое первое образование - мехмат МГУ.

Вот там видимо и готовили таких теоретиков, что они только это и умеют:
Цитата
Sergey7 пишет:
Без оценочных суждений бухучет превращается в сферического коня в вакууме и ничего не отражает.

Сферических коней сочинять)))
Бухучет это практика!
Может ли банкомат порвать купюры при внесении?
Проверяйте сумму до прикладывания карты!

В аспекте именно заданного вопроса. Кто-нибудь читал следующие книги?

Людмила Ярухина, "Финансы для нефинансистов"
Снежана Манько, "Как навести порядок в финансах компании"
Лилия Голден, "Финансовая отчётность в 3D"

• 1

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть